Что бы кто бы не говорил, а текущий художественный сезон от сезонов минувших отличается. Речь не о том, что нынче сезон из-за пандемии приключился как бы (хотя, почему как бы? -натурально без как бы!) «сезоном со сдвигом» и отчасти уплотненным, как «буржуйская квартира» в Москве 1920-х гг. В этом сезоне, на мой взгляд, рельефно обозначились доминирующие тренды арт-сферы Эстонии. Одним из которых выступила тяга к общению, жажда разговора. Но разговора с кем и о чём?
Исход вешних дней, любимых поэтом Тютчевым, грозами таллинцев не порадовал – знать, ветреная Геба Зевесова орла в других краях покормила. Без гроз и сенсаций обошлись и выставочные площадки, доселе практически повсеместно закрытые на карантин. В качестве старта масштабной ежегодной 20-й Весенней выставки с 21 мая по 5 июля в Галерее Дома искусств прошла экспозиция «Художники пишут художников» (разумеется, с призывом не подходить друг к другу ближе, чем на 2 метра). Куратором проекта выступила искусствовед Кай Калью: «Я подумала, что если получится изобразить живого человека (и, конечно, похоже), то и портрет сможет стать ожившим и прожить дольше, чем человек».
Скользкую во всех смыслах актуальную проблематику долгожительства затрагивать себе дороже. Оставим её геронтологам… Госпожу Калью порадовало, что идея экспозиции «нашла отклик в сердцах» практически всех активно выставляющихся мастеров кисти. Художники в присущей каждому из них манере изобразили своих коллег. Обменялись оммажами, в большинстве случаев понятными исключительно им самим (чуть реже, наверное, адресатам портретов). Неискушенный в психологических тонкостях взаимоотношений членов Союза художников Эстонии зритель мог, безусловно, вволю поразмышлять об особенностях национального юмора, сравнить его эстонский извод с английским или немецким вариантом, но все одно оставался вне нескольких десятков заполнивших галерею «высказываний». Ну или мог вволю подивиться заявленным на работы ценам (Весенние выставки СХ Эстонии проходят по добрым правилам салона). Разговор вышел паче чаяния боек, но не всякому зрителю понятен.
В полной света и воздуха кубатуре галереи Temnikova&Kasela не жалея холста и красок с 12 июня по 30 августа разговорился художник Кайдо Оле (да так, что выставку "Все вместе" продлили на две недели!). Как всегда у Оле, событие случилось на нескучном перекрестке дизайна и карикатуры. На этот раз художник «разговорился» с классиками мирового и национального искусства. Разговор образовали 6 работ, 3 из которых впервые предстали перед публикой, а 3 в прошлом году побывали на выставке в Риге (число 6, заметим, чем-то по-особенному дорого Кайдо Оле). Но зритель…
…зрителю осталось только со стороны дивиться размашистости и смелости флагмана эстонского contemporary art: даже 150-летний дедушка Ленин и его ставшее сакраментальным бревно превратились в собеседников Кайдо! Что уж тут какой-то Пабло Пикассо, Матисс или Юло Соостер? – картинки в картинке, не более. И... И перед зрителем оказался разгаданный кроссворд. Но искусствовед Аннели Порри, почему-то назвав пенисоголового завсегдатая произведений Оле comicbook-like bubblehead-man (откуда эдакое пренебрежение традиционной трактовкой сего термина? да и подобная стыдливость в ХХI веке откуда?), и, похоже, не без восторженного драйва написАла о «театральности», «конфликтности» и о «концептуальной живописи», что подразумевает и зрительскую вовлеченность. Хочется только спросить, вовлеченность во что?
Но самый долгий по времени разговор года предложил Таллинский дом искусств: с 24 июля по 4 октября его главные залы отданы экспозиции «Олев Субби: пейзажи из конца времён». Проект приурочен к 90-летию О. Субби (17 марта 1930 – 19 августа 2013), Заслуженного (1976) и Народного (1987) художника ЭССР, чьи работы на весенних торгах этого года установили национальные ценовые рекорды. С легкой руки госпожи Анхес Миральды, независимого куратора из Каталонии (в последние годы курировала проекты рижского Центра современного искусства) с эстонским мастером «заговорили» сразу 7 современных художников Европы (Ларри Ачиампонга, Мария Далберг, Нона Инеску, Ад Минолити, Хуан Сюберказо, Назим Унала Йилмаз и Маи Ватанабэ). Они «откликнулись на предложение соединить некоторые темы Субби с актуальными социальными проблемами».
Пресс-релиз выставки констатирует: «Субби жил в труднейших условиях невыразительной послевоенной Эстонии и создал стратегию выживания, обнаруживая красоту во всем, что его окружало. В центре его творческой философии – конструктивная идея оптимистического созидания… Случившийся в эпоху постсталинской цензуры творческий взрыв добавляет критические измерения в творчество Субби и контекст, в котором он работал, создает не теряющие актуальности параллели противостояния внешнему давлению. В нашем глобальном контексте нарастающей цензуры, авторитарности и экологического коллапса выбор Субби и его историческая ценность – урок…» - и т.д.
Однако реплики, подаваемые европейцами, в этом масштабном спектакле в формате "Заграница нам поможет" куда менее внятны всегда конкретных и художественно убедительных высказываний Субби. Они уходят на второй-третий план, становясь лишь фоном, на котором Субби повествует о времени и о себе.
Текст: Олег Серебряков, Таллин
Иллюстрации: Архив Прииска
На иллюстрации: О. Субби (1930-2013 Художественный совет национального парка. 1979, темпера, масло, мазонит. Собрание Энна Кунила)