Обычно почтенные аукционные дома попадают в новостные ленты по причине рекордов, устанавливаемых на торгах. Например, на днях «русские» торги Sotheby`s принесли новый рекорд на Константина Маковского: двухметровое полотно «Игра в жмурки» при эстимейте £2–3 млн было продано за £4,3 млн (предыдущему рекорду Маковского удалось продержаться без малого десять лет - на том же Sotheby`s метровое полотно «Из повседневной жизни русского боярина конца XVII века» продали за £2 млн). Но приключаются рекорды совсем другого свойства, правда, преимущественно с произведениями куда более скромных размеров…
Воров пока поймала только камера видеонаблюдения.
26 ноября 2018 года в центре Вены примерно 17:15 по местному времени неизвестные прямо из здания крупнейшего в немецкоязычном мире аукционного дома Dorotheum похитили картину Огюста Ренуара (1841–1919) «Залив. Море. Зелёные скалы» (1895, х., м., 27х40), чей эстимейт выражался в €120-160 тыс. Событие зафиксировали камеры видеонаблюдения: три господина (двое при сумках) пришли в аукционный дом, не мешкая поднялись на второй этаж, где экспонировалось полотно Ренуара, вынули (по другим сообщениям - вырезали) картину из рамы и покинули здание через разные выходы. Пикантно, но пропажу картины обнаружили не сразу.
Лот 101: Пьер Огюст Ренуар (1841–1919). Обнаженная женщина, сидящая в три четверти. (1915-1919, х., м., 31 x 26, эстимейт Dorotheum €170 тыс. – 220 тыс. Картина продана 28.11.2018 на торгах Modern Art за €442200).
«Залив. Море. Зелёные скалы» за несколько дней до этой наглой кражи владелец привез в Dorotheum, дабы потенциальные покупатели да их консультанты, как и просто любители прекрасного ознакомились с картиной (Dorotheum планировал выставить её на торги 28 ноября), показываемой наряду с другими лотами предстоящего аукциона. Среди последних были произведения Марка Шагала, Пабло Пикассо, Густава Климта и еще одно обрамленное компактное полотно Ренуара из частной европейской коллекции – «Обнаженная женщина, сидящая в три четверти» (1915-1919, х., м., 31 x 26, эстимейт €170 тыс. – 220 тыс.), которое было продано во дворце Dorotheum 28 ноября чуть более чем за €442 тыс.
Патент за подписью императора Австрии Иосифа I аукционного дома Dorotheum (1707 года).
Аукционный дом Dorotheum основан в 1707 году по именному патенту императора Иосифа I. Мероприятия аукционного дома неоднократно посещались августейшей фамилией Австрийской империи. Сегодня Dorotheum проводит 600 торгов в год в 40 категориях, предлагая лоты самому широкому кругу покупателей (эстимейты порой весьма демократичны - от €100). А сам дворец Dorotheum находится буквально в двух шагах от музейного квартала австрийской столицы. Офисы Dorotheum находятся в Мюнхене, Дюссельдорфе, Милане, Риме, Лондоне, Праге и в Брюсселе. Однако, и в столь солидном пространстве произошло то, что произошло.
Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф II на церемонии открытия дворца Dorotheum в 1901 году.
Надо сказать, что похожий инцидент с Ренуаром на так давно приключился во Франции. Из аукционного дома в городе Сен-Жермэн-ан-Ле за день до торгов неизвестные украли "Портрет молодой девушки со светлыми волосами" (х., м., 14х12.2, эстимейт €25 тыс. - 30 тыс.). Крали Ренуара и в других городах Европы: в декабре 2000 года трое мужчин вошли в Национальный музей в Стокгольме, один злоумышленник направил автомат на охрану, а двое других вооруженных грабителей споро вырезали из рам три картины общей стоимостью $36 млн. В столице Шведского королевства компанию «Юной парижанке» и «Разговору с садовником» Пьера Огюста составил «Автопортрет» Харменса ван Рейна (Рембрандта). Позднее "Разговор с садовником" был найден в ходе рядового полицейского рейда по борьбе с наркоторговцами - картина находилась в мешке с марихуаной (так!). Две другие картины были найдены и возвращены доблестной полицией в 2005 году.
Найдено в мешке с марихуаной! Пьер Огюст Ренуар (1841–1919). Разговор с садовником». (1875, х., м., 54х65).
Криминальный сюжет, достойный большого экрана, произошел с Ренуаром (и снова в отменном соседстве) 20 апреля 2017 года в итальянском Монце: у галериста похитили картину Пьера Огюста «Девушки на лугу» (видимо, речь идет об авторском повторе или эскизе, т.к. «Девушки на лугу» находятся в нью-йоркском Метрополитен-музее) и «Святое семейство и святая Анна» Питера Пауля Рубенса. Вор представился галеристу израильским дипломатом-раввином и предложил за обе картины примерно €26 млн. Сделку изобретательный преступник предложил провести в доме, где расположено консульство Албании. Но разве знал доверчивый галерист, что первый этаж здания был сдан в аренду мошеннику и его подельнику? Купился, одним словом! Галерист доставил картины в специальных ящиках, а «раввин» и его сообщник под предлогом проверки подлинности погрузили ящики в автомобиль и… …и скрылись. Минувшим летом 2018 года итальянские карабинеры из Центра защиты культурного наследия Монцы задержали пятерых членов банды, собиравшейся продать эти полотна. Троих преступников поместили под стражу, двоих (оказавших помощь полиции в проведении данной спецоперации) под домашний арест. Хотя подлинность картин еще проверят эксперты, «Девушек» и «Святое семейство» уже вернули законному владельцу.
Вроде это он, возвращенный шедевр: Огюст Ренуар (1841–1919). «Девушки на лугу».
Ждет ли «Залив. Море. Зелёные скалы» подобный хэппи-энд?
Пауль Эритарк (текст).
Аукционный дом Dorotheum, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Пьер Огюст Ренуар (1841–1919). Залив. Море. Зелёные скалы. (1895, х., м., 27х40)