Главным топ-лотом лондонских русских торгов Christie’s в секции декоративно-прикладного искусства 5 июня 2017 года были объявлены каминные часы работы мастеров фирмы Фаберже, оцененные экспертами аукционного дома в £300 тыс. – 500 тыс. Иди стрелки этих часов в обратную сторону, натурально возвращая своего владельца в прошлое, получился бы преотличный указатель направления русского сегмента большого художественного рынка – вперед в прошлое!
Предварительный общий эстимейт аукциона выражался цифрой в £3,5 млн. Но в итоге оказался изрядно превзойден: выручка составила £5050750. С молотка ушли 77% лотов, что относительно предварительной оценки составило 80%. Всего в торгах приняли участие 238 клиентов из 40 стран. 35% человек участвовали в торгах по интернету с помощью уникальной системы Christie’s LIVE. Из 100 покупателей на аукционе 20% были новыми для русского департамента Christie’s. «Потрясающая статистика доказывает, что интерес к русскому искусству набирает обороты. – резюмировали директора департамента русского искусства Christie’s Сара Мэнсфилд и Хелен Калвер-Смит. - Как и прежде, большинство покупателей (70%) были русскоговорящими, но 30% лотов было приобретено иностранными клиентами».
Часы Фаберже, выставленные на продажу в оригинальном деревянном футляре в комплекте с ключом для завода механизма, являются самыми дорогими из всех, что когда-либо продавались в лондонском отделении фирмы Фаберже. Из всех дошедших до наших дней экземпляров, изготовленных в мастерской Юлиуса Раппопорта, они украшены богаче остальных. Ни одни другие часы не могут похвастаться столь роскошным оформлением с использованием различных техник гильоширования. Первым обладателем данных часов был Роберт Янгер, барон Блейнсбург (1861-1946), адвокат и судья из Шотландии, частый клиент лондонского отделения Фаберже с 1909 по 1914 гг. (Похожие часы Фаберже, также созданные в мастерской Юлиуса Раппопорта, были проданы на лондонских торгах Christie’s 29 ноября 2010 год за £385250).
В секции живописи фаворитом продаж был эскиз костюма Креонта кисти Льва Бакста (£377 тыс.) из собрания Ричарда Дж. Шварца. Другими топ-лотами стали акварель Константина Сомова «Летнее утро» (£281 тыс.) и портрет мальчика кисти Бориса Григорьева (£257 000). Высоких цен достигли натюрморт Натальи Гончаровой (£149 тыс.) и работа Леонида Пастернака (1862-1945) «У К.А. Коровина: старинные песни (Шаляпин и художники)» (при эстимейте £60 тыс. - £80 тыс. продана за £106 250). О картине Пастернака нельзя не рассказать чуть подробнее. Ранее она находилась в коллекции голливудской актрисы Натали Вуд, дочери русских эмигрантов, чей дом, где вечерами звучала балалайка, украшал портрет Николая II.
Леонид Пастернак (1862-1945) «У К. А. Коровина: старинные песни (Шаляпин и художники)», (Около 1921 года, х., м. 39,5 x 51 см.) Оценка Christie’s: £60 тыс. – 80 тыс. (Иллюстрация Christie’s)
Существуют различные варианты «У К.А. Коровина: старинные песни (Шаляпин и художники)» (около 1921), отличающиеся составом участников. В ноябре 2006 года в рамках лондонского аукциона Christie’s с молотка за £90 тыс. ушел более ранний вариант картины 1912-1916 гг., на которой вместо автопортрета художника изображен Аполлинарий Васнецов. На картине из коллекции Вуд изображены Константин Коровин (1861-1939), Федор Шаляпин (1873-1938), Леонид Пастернак, Абрам Архипов (1862-1930), Павел Тучков (1862-1918) и ученик Пастернака князь Сергей Щербатов (1875-1962). Коровин и Архипов коллеги художника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.
Сам художник так вспоминал о вечерах у Коровина: «В один из вечеров декабря, в день своего рождения, художник К. А. Коровин всегда собирал у себя “холостяцкую” компанию (почти все были женаты) своих друзей. Весело и плотно ужинали и пили. Пели разную цыганщину… Обычно главным исполнителем был Шаляпин. Ему аккомпанировал, а иной раз и подпевал этот самый Тучков, известный гитарист... Тучков безумно любил Шаляпина, главным образом, за его музыкальность в исполнении цыганских романсов. Зная это, Шаляпин "разыгрывал" на этих вечерах Тучкова; когда Тучков в своем увлечении аккомпанементом к прекрасному пению Шаляпина доходил почти до экстаза, Шаляпин нарочно спадал на одну ноту выше или ниже... - Тучков вдруг как бы просыпался, свирепел от злобы - ругательствам не было конца, а вся компания ввергалась в беспрерывный хохот, шум и гам».
Нога в ногу с Christie’s на русской дорожке грациозно движется аукционный дом Sotheby’s. В конце мая в Ивановском зале Российской государственной библиотеки состоялся показ, посвященный десятилетнему юбилею московского офиса Sotheby’s. На нем были представлены несколько десятков работ (живописные полотна и произведения фирмы Карла Фаберже) предстоящих летних торгов. Картины Ильи Репина, Николая Юона, Ивана Похитонова, Константина Коровина, ювелирные произведения Фаберже дополнены работами парижского аукциона «Искусство Африки и Океании» и «Живопись старых мастеров», что в частности подчеркивает разнообразие вкусов и пристрастий российских коллекционеров.
«Картина с белыми линиями» в руках сотрудников Sotheby’s (фрагмент фото Sotheby’s).
Обещает значимую интригу лот №53 лондонских торгов Sotheby’s 21 июня 2017 года. Это работа Василия Кандинского (1866-1944) «Картина с белыми линиями» (1913) с эстимейтом «по запросу». Художник написал её в 1913 году для выставки в Германии, но в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны перевез на родину, в Россию. В 1919 году «Картину» приобретает Музей живописной культуры на Волхонке, который возглавлял Кандинский. Затем картина переезжает в Пензу, откуда перебирается в Третьяковскую галерею. Однако, в 1974 году «Картина» оказывается собственностью немецкого коллекционера Вильгельма Хака! Поговаривают, что предприимчивый Хак обменял ее на письма Владимира Ленина (как некогда Петр I выменял у Ватикана на трофейные мощи св.Биргитты скульптуру Венеры Таврической).
До 2015 года «Картина» находилась в Музее имени Вильгельма Хака (Wilhelm-Hack-Museum), открытом в 1979 году на общественные средства для коллекции Хака, переданной в дар городу Людвигсхафену. Но ряд произведений (в том числе и шедевры русского авангарда) остались в собственности семьи Хака. В 2015 году владелица картин Марлен Хак решила, что русскому авангарду будет лучше в Музее изобразительных искусств земли Северный Рейн-Вестфалия в Дюссельдорфе. Куда и за сколько попадет «Картина с белыми линиями» в июне 2017? Последний раз работа Кандинского подобного уровня («Фуга» 1914 года) была продана в 90-х гг. минувшего века за сумму, превышавшую $20 млн.
Нет, что ни говори, но наблюдать русские торги Sotheby’s и Christie’s – всё равно, что любоваться иноходью породистого скакуна!
К.С. (текст)
На иллюстрации: каминные часы фирмы Фаберже (аукционный дом Christie’s).
P.S. За £33 млн на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sotheby’s «Картину с белыми линиями» приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для «частного коллекционера».