Даже если каждый житель Таллина, включая глубоких стариков и грудных младенцев, купит за 14 евро полный билет, то и тогда устроители этой выставки едва ли покроют свои расходы. Но вряд ли это альтруистический проект. 5 июня в таллинской Ратуше откроется выставка Art Rules. По словам организаторов, зрителю будут представлены около 100 подлинных работ всемирно известных мастеров XV-XVII вв. (Питера Брейгеля, Франса Снайдерса, Альбрехта Дюрера, Питера Рубенса, Лукаса Кранаха и др.) из частных собраний. Произойдет событие для Прибалтики доселе небывалое и уже вызвавшее неоднозначные оценки и комментарии.
Организатором выступает Artlife OÜ, дочерняя фирма известной в арт-сообществе швейцарской компании Kunstberatung Zürich AG. Швейцарская компания, уже несколько последних лет через свою дочернюю фирму готовящаяся к открытию частного музея старого искусства в Таллине, имеет доступ примерно к 4 тысячам работ преимущественно из частных собраний Европы. До 100 из этих картин с 5 июня по 5 октября 2015 года будут впервые показаны вместе на Art Rules. Выставку готовили европейские и российские специалисты, в числе которых Фред Мейер из Института художественной истории (Голландия) и Клаус Эртз (Швейцария), специалист по творческому пути Брейгеля. С эстонской стороны к проекту привлечены искусствовед-реставратор Пийа Эхасалу и искусствовед-популяризатор Юри Куускемаа.
Дизайнером выступил француз Жульен Боаретто, внук Сальвадора Дали. Оформление залов Ратуши проводит эстонское предприятие Restor. Транспортные вопросы решают местные компании, страховые - фирма из Лихтенштейна. Хотя организаторы предпочитают не озвучивать конкретные цифры, затраты устроителей превысили сумму в несколько сот тысяч евро, что несомненно может расцениваться как региональный рекорд и свидетельствовать о расчете устроителей на туристический поток. Помимо продажи входных билетов устроители, по словам руководителя Artlife OÜ Пийи Аусманн, намерены получить доход за счет реализации сувенирной продукции и каталогов ручной работы.
Музейное сообщество Эстонии пока сдержанно оценивает Art Rules, предпочитая здоровый скепсис: вряд ли будет показано что-то кроме поздних реплик, повторений или копий XIX столетия - формат шоу для круизных туристов не предусматривает иного. Вполне возможно, что речь может идти о показе подлинников с целью повышения значимости картин. С последним трудно не согласиться. И уже нынешней осенью узнать, насколько оправдались расчеты Artlife OÜ на заморских любителей искусства.
К.С.
На иллюстрации: Руководитель Artlife OÜ Пийа Аусманн намерена получить доход.
P.S. ИЮЛЬ: НЕ ВСЯКИЙ МАЙСКИЙ СКЕПТИК КАССАНДРА
Как известно, пессимистические пророчества Троянской предсказательницы Кассандры имели обыкновение сбываться (хотя в них никто не хотел верить). Похоже, таллинским скептикам её незавидная доля не грозит: дебютная выставка еще не открывшегося частного музея опровергла кулуарно озвученные накануне открытия Art Rules прогнозы (что, добавлю от себя, и следовало ожидать). Вопреки своим первоначальным ожиданиям мы увидели добротный уровень, крепкую подборку работ, прокомментировали посещение выставки вчерашние скептики, подчеркнув, что картины выставки Art Rules способны украсить любую серьезную галерею: «это тот случай, когда приятно ошибиться в своих прогнозах». Может быть, реклама выставки и не чужда некоторой гиперболизации, но в любом случае особых слов заслуживает дизайнерское решение проекта, было сказано в заключение. Опрошенные корреспондентом посетители экспозиции из Дании и России заявили о своём позитивном впечатлении. Местные любители искусства предпочли поделиться не столько восторгами, сколько вызванными увиденным надеждами о том, что проект Artlife OÜ может послужить добрым примером для частного бизнеса Эстонии, вводя художественную жизнь страны в контекст современной европейской культуры.
Отрадно, что сегодня не всякий скептик-пессимист в Эстонии оказывается Кассандрой.
О.С.