Пространство московской Крокин галереи престижно, точно отменный багет – абы что в такую раму не вставить. Крокин галерея - одна из старейших частных московских галерей (основана Михаилом Крокиным в августе 1990 г.) - успешно работает как с молодыми, так и с именитыми художниками. 13 августа в ней завершилась начавшаяся 19 июля выставка Сергея Шутова (1955) «Сердце».
С.Шутов. Сердце (2017, х.м.)
Сергей Шутов очень точный и конкретный художник, хотя, как говорят критики, его искусство существует в мерцающем пограничье мифологии и физики. Очень личной мифологии и очень личной физики, не сообразуемой с общепринятыми представлениями о таковых. Вариативность высказываний его искусства можно уподобить тонкой игре смыслов, ускользающих от жёстких постулатов и формулировок.
С.Шутов. Сердце (2017, х.м.)
Эти игры живут своей жизнью, наполненной визуальными клонами реальности, вольно заимствованной и применимой опять же вольно, не по назначению. Если автор из калейдоскопа тем выбирает тему «Сердца», изображает его на холсте или бумаге, то видимое зрителем, и, казалось бы, узнаваемое этим зрителем «сердце», таковым не является. Оно бьётся в неведомом кардиологии ритме и живёт по своим законам. Почти как «сердце красавицы», наделённой особыми смыслами и формой этой красоты.
С.Шутов. Сердце (2017, х.м.)
«Новых тем не бывает,- говорит художник, - всё известно всем. Доходит очередь и тема становится реализуемой. Я долго пытал знакомых врачей хирургов, навязывался на операции, разыскивал анатомические театры... В общем основным вопросом было - мозг или сердце? Это понятный и важный в моём случае выбор. Нет, нет со здоровьем все в порядке, это не проблема физиологии, это проблема идеологии».
С.Шутов. Сердце (2017, х.м.)
Действительно, у некогда герметичной идеологии появились проблемы. И констатируемый «конец истории», с предсказуемым скепсисом по отношению к «новизне» отнюдь не тождественен понятию «финала». У Шутова всегда всё сложнее. И каллиграфия слова «Конец», изящно выведенная на холсте лишь аватарка, отсылающая в «облако» потаённой информации авторского сознания...
Художник Сергей Шутов в мастерской. (Архив Прииска).
И вот тут стоит отойти от слов вдумчивого критика, и снова дать микрофон самому художнику. В одном из своих давних интервью он сказал: «В расширении знания человека о нем самом, каждый шаг вперед предполагает какие-то открытия, оценка которых и использование зависит от пользователя, от нас самих. И тут можно увидеть какие-то закономерности, именно тут возникает головокружение, скорее от рутины, от слепоты, от беспричинной самоуверенности и пр.»
С.Шутов. Сердце (2017, бум., см.техника)
Необычайно точные слова!
А.С. (текст)
На иллюстрации: С.Шутов. Сердце (2017, бум., см. техника)
Иллюстрации работ выставки "Сердце" Крокин галерея.
P.S. Сергей Шутов - выставляется с 1978 г. В 1988 был представлен на первом московском аукционе Sotheby”s, после которого был приглашен с персональными выставками в Париж, Глазго, Нью-Йорк. В 2000-е создал ряд масштабных мультимедийных инсталляций, "Ковёр-гортензия" (2003), "Apokatastasis Now" (2006). Прибалтийским любителям искусства С.Шутов наверняка запомнился показанной в нулевых в одном из таллинских банков (sic!) инсталляцией Abacus (2001).
Фрагмент инсталляции Abacus (2001) (Архив Прииска).