Коллекционер подобен охотнику. Трофея ради через любые дебри за тридевять земель пойдет. Хоть 15 мая в Нью-Йорк, хоть 20 июня в Лондон. В эти дни в обоих мегаполисах Christie’s выставит на вечерние торги «Искусство импрессионизма и модернизма» два произведения Казимира Малевича, «Супрематическую композицию» (1916) и «Пейзаж» (1911).
Да-да, та самая «Супрематическая композиция», что 3 ноября 2008 года в ходе нью-йоркских торгов Sotheby’s установила ценовой рекорд на работы Малевича, уйдя с молотка за $60 002 500, теперь снова появится в аукционном зале Нью-Йорка. Но у Christie’s. С «оценкой по запросу». Как отмечают аукционисты, имеются все основания предполагать, что десять лет спустя у картины есть все шансы побить этот рекорд.
2008 г.: в ожидании нового владельца… (фотография).
Серия супрематических полотен Малевича впервые была показана 17 декабря 1914 года в петроградском художественном бюро Надежды Добычиной. Эти поразительные, чисто геометрические и полностью абстрактные картины не были похожи ни на что из того, что когда-либо делал Малевич или любой другой современный художник. Они стали настоящим шоком и откровением для всех, кто их видел. Супрематические работы Малевича были первыми чисто геометрическими абстракциями в истории живописи. Они состояли исключительно из простых цветных форм, которые парили на белом фоне. Они были настолько радикально новыми, что, как казалось, положили конец живописи и, возможно, искусству в целом. Выставляемая на продажу «Супрематическая композиция» – это одна из лучших и самых сложных работ той серии. Неизвестно точно, была ли она частью выставки в бюро Добычиной, но даже если нет, то, скорее всего, была написана вскоре после того, как выставка была закрыта в январе 1916 года.
Принимая во внимание то, как часто Малевич включал ее в свои выставки, можно сделать вывод о том, насколько высоко он ценил ее. Картина входила в число экспонатов всех прижизненных ретроспектив художника от первой крупной выставки в Москве в 1919 году до берлинской выставки 1927 года. Именно в результате выставки в Берлине значительная часть супрематических творений Малевича оказалась в Европе. Оставаясь в Германии на протяжении большей части 1930х годов, «Супрематическая композиция» и другие произведения, представленные на той выставке, в конечном счете, попали в собрания нью-йоркского Музея современного искусства МоМА и Городского музея Амстердама, где и находилась вплоть до 2008 года, когда по согласованию с руководством музея она наряду с несколькими другими работами была возвращена наследникам Малевича.
К. Малевич (1879-1935). Пейзаж. (1911, х., м., 107ъ106. Эстимейт £7-10 млн. Аукционный дом Christie’s).
«Пейзаж», что выставят на продажу 20 июня в Лондоне, впервые был показан на «Московском салоне» в феврале-марте 1911 года. Уже в следующем году он экспонировался в рамках выставки петербургского «Союза молодежи» (там Малевич представлял радикальное художественное объединение «Ослиный хвост»). В 1927 году в Берлине состоялась выставка лучших работ художника, в чьё число был включен и «Пейзаж», оставшийся в Берлине после возвращения Малевича в Россию. Работа была обнаружена после войны и приобретена Базельским художественным музеем, в собрании которого и находилась более 50 лет, прежде чем была возвращена наследникам художника. На предстоящие торги картина выставляется из частной коллекции.
Художник К. Малевич (1879-1935, фотография).
«Пейзаж» это образец «чистой» пейзажной живописи, чей основной мотив крестьянских жилищ, окруженных стилизованными верхушками деревьев, позаимствован из русского примитивизма. Использование цвета, подчеркивающего композиционные формы, напоминает художественный метод Поля Сезанна, в то время как изображение зданий отсылает к кубистским композициям Брака и Пикассо. Используя эти разнообразные отсылки, Малевич создал мощное и сугубо уникальное произведение искусства. Ярко-красные отблески солнца на горизонте предвосхищают внимание к основным цветам, свойственное супрематизму. (В начале 1930-х годов Малевич вновь вернулся к созданию «чистых» пейзажей, многие из которых сегодня находятся в коллекции Государственного Русского музея.)
М.Б., Е.К. (текст)
Аукционный дом Christie’s, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: К. Малевич (1879-1935). Супрематическая композиция. (1916, х., м., 88.5х71. Аукционный дом Christie’s).