В ответ на актуальный риторический вопрос, куда, мол, нынче русскому человеку податься, московский художник Константин Бытынков (1959 г.) 11 февраля 2015 года категорично послал всех в Космос. Выставка К.Батынкова «PROКОСМОС» в Московском планетарии, проведенная «Крокин галереи», завершилась 15 марта.
Около шести десятков виниловых холстов Батынкова в традиционном для художника черно-белом решении и три непрерывно транслируемых черно-белых фильма выступили, образно говоря, в ролях гигантской черепахи и трех слонов, удерживающих в культурном пространстве российской столицы твердь Московского планетария. Как и принято у Митьков (а Батынков митёк со стажем – участвует в проектах легендарного художественного объединения с 1985 г.) «PROКОСМОС» исподволь и не мелочась включил в себя весь прилагаемый к выставочному залу комплекс планетария. Столь умозрительно, сколь и конкретно.
Парковые скамейки напротив киноэкранов, на которых непрерывно демонстрировались фантастические черно-белые ленты первой половины минувшего столетия (немая французская лента Жоржа Мельеса 1902 года «С Земли на Луну», «Аэлита» 1924 г. Якова Протазанова и «Космический рейс» Василия Журавлева 1935 г.) , весьма удачно позволяли сделать паузу в движении по выставочному лабиринту планетарного подземелья, не покидая при этом фантастического и наивного мира почти детских представлений о покорении Космоса.
«Чаще всего, когда я думаю о космосе, у меня возникает в голове картинка, - шарик, несущийся в пустоте, а на нём ползают муравьи-человечки и пытаются что-то из себя изобразить, но неожиданно из космоса прилетает булыжник. Далее возможны варианты, - говорит художник. - Реальный космос, конечно, завораживает, но он далек. Мы живём земными переживаниями, нам понятными. Вот и приходится сочинять то, о чём только слышал, читал или видел на картинках».
Батынков предложил зрителю многостраничный бессловесный комикс с феериями, отсылающими к монохромным ментальным реминисценциям «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Только в отличие от режиссерской версии киносценария сюжет в комиксе Батынкова отсутствует, вернее, он индивидуален для каждой из более чем полусотни работ. Отчасти зритель как бы оказывается внутри некоего подобия молитвенного барабана тибетских буддистов, только батынковские мантры и молитвы – хоть и столь же бесконечны - сугубо визуальные образы.
«Батынков давно и хорошо известен, давно известно и любимо его искусство, и оно уже многие годы действительно говорит о главном, о наболевшем, о масштабном. – Так характеризует художника «Крокин галерея». - Именно в этом формате он раскрывается в полноте и способен на многое, как в количественном, так и качественном плане. Его стахановская работоспособность не легенда, здесь есть реальное основание, реальный труд и реальный талант».
Бытует легенда, что в годы оны на одной из первомайских демонстраций объект школьника Кости Батынкова впечатлил самого Леонида Ильича Брежнева. Ну, а менее именитый зритель, покидая «PROКОСМОС», также не мог не проникнутся напористостью Константина и не согласится, что Космос не где-то там, за облаками, а гораздо ближе. И простой русский человек вполне может найти в нем свое место.
О.С.
(Москва-Таллин)
P.S. «Крокин галерея» была основана в августе 1990 г. и до 1997 г. была известна московской аудитории как «Нео-Шаг». Начиная с 2000 г. основой работы галереи стало создание персональных выставок и экспериментальных проектов современных художников. Без сомнения, проект «PROКОСМОС», новые игры «большого ребенка» Константина Батынкова - одна из удач российской галереи.
На иллюстрации: фрагмент выставочного лабиринта К.Батынкова «PROКОСМОС».