Весна (как и осень) традиционный сезон арт-аукционов в Эстонии. Одним из самых стабильных является аукцион таллинской галереи Haus. Взяв хороший старт (не без понимания и поддержки министерства культуры и фондов, распределяющих европейскую финансовую поддержку), Haus Galerii c конца прошлого века дважды в год проводит арт-торги, представляя главным образом эстонское искусство ХIХ-ХХ вв. Как и на остальных аукционах республики, торги Haus Galerii спорадически включают в себя лоты, способные вызвать интерес у российских и европейских коллекционеров. Причем эстимейты на последние заметно уступают аналогам большинства европейских и российских аукционов, не выделяясь на ценовом фоне «эстонских» (€500- €7000). Однако, нет оснований говорить об этом явлении как об устойчивом: «европейское» или «русское» предложение отвечает спросу.
25 апреля прошел 35 аукцион Haus. Из 41 представленной работы были проданы 22, что незначительно превысило объем продаж прошлогоднего аукциона Haus. Наибольший интерес вызвали живописный холст «Осенне-зимний пейзаж» (1915-1920 гг, х.м., 47х67) карикатуриста середины прошлого столетия Гори (Велло Агори, он же Георг Тыниссон, 1894-1944 гг.) и полотно «Рухнуский пейзаж» (1944 г., к.м., 61х73) эстонско-шведского живописца Эрика Хаамера (1908-1994 гг.). Работа Гори при начальной цене €1200 нашла нового владельца за €2500. Пейзаж Хаамера, уже не первый раз ставшего лидером торгов Haus Galerii, при стартовом эстимейте в €3900 был продан за €7100. В целом по итогам торгов можно говорить, что у покупателей по-прежнему пользуется спросом работы реалистической школы. Как шутят в Таллине, с акцентом на сельскохозяйственную и производственную тематику. К примеру, обрамленный холст «Набережная рыбного порта» (1955-1970 гг, 52х52) Валериана Лойка (1904-1986 гг.) при стартовой оценке €975 ушёл за €5600.
«Особых неожиданностей, сюрпризов или разочарований, наш аукцион не принес, - комментирует прошедшие торги владелица Haus Galerii Пийа Аусманн. – Конечно, недавний ценовой рекорд наших тартуских коллег внушал определенный оптимизм, но я при всём своём идеализме все-таки остаюсь реалисткой и стараюсь трезво смотреть на вещи. Аукционные продажи такого уровня у нас в стране довольно редки. И ждать их повторения прямо сейчас наивно. Определенный оптимизм такой факт нам придаёт, но не воспринимается как призыв «делай как я!» нашими покупателями». (Холст основоположника национальной живописи Иогана Кёлера (1826-1899) «Портрет крестьянина с острова Даго с топором» был продан в Тарту на аукционе E-Kunstisalong по нижнему эстимейту в €112000.)
По словам Аусманн, эстонский арт-рынок до сих пор медленно пытается вернуться на позиции 2004-2007 гг., справедливо считающиеся «золотым периодом». Однако, экономические реалии заметно тормозят процесс, ведь за редчайшими исключениями искусство не самый выигрышный вариант инвестиций. «Я рада, - говорит Пийа Аусманн, - что за последние годы аукционы нашей галереи приобрели стабильность. Стабильность проявляется и в регулярном обновлении покупательского круга, который от аукциона к аукциону освежается почти на треть. На смену людям, уже приобретшим у нас картины, приходят новые. Но и те и другие вне зависимости от места проживания имеют ту или иную связь с Эстонией. Вокруг эстонского искусства нет ажиотажа, но спрос на него достаточно стабилен. Поэтому, я с оптимизмом смотрю в будущее».
Общий объём продаж 35 аукциона Haus Galerii приблизился к €60000. Пусть эти цифры выглядят скромно. Итоговые удары молотка аукциониста Haus Galerii позволяют говорить, что эстонский реализм имеет стабильный спрос.
Олег Серебряков
На иллюстрации: Эрик Хаамер (1908-1994 гг.) «Рухнуский пейзаж» (1944 г., к.м., 61х73)