Есть у Николая Рериха картина «Строят ладьи». Скоро-споро мастера-корабелы завершат свою работу и спустят на воду дивные острогрудые лодии. Поднимут былинные красавицы свои паруса да разбегут-ся по бесконечным русским рекам, по бескрайним морям! За птицей-счастья ли во неведомые дали по-плывёт удалой Садко-купец? Как знать… Нет, не даром этот холст украсит новое пространство Музея Рерихов Государственного музея Востока, где сегодня, 26 апреля 2019 года, открывается грандиозная (более 400 произведений!) выставка «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ».
Фасад Музея Рерихов ГМВ (павильон №13 ВДНХ).
Никогда, ни в одной точке нашей планеты не был столь полно представлен спектр творческого наследия Николая и Святослава Рерихов. Что отнюдь не преувеличение: в экспозицию вошли как живописные по-лотна Рерихов, так и образцы восточной скульптуры, тибетские танки (иконы), собранные Николаем Ре-рихом в ходе экспедиции в Индию и Центральную Азию, предпринятой художником в середине 1920-х годов. Как и тогда, так и ныне казалось бы невероятное стало возможным – тогда был пройден тысяче-верстный, объективно неодолимый путь, а ныне художественное наследие Рерихов обрело надежные стены. Специально отреставрированный под музейные нужды павильон №13 одной из самых посещае-мых площадок Москвы без тесноты и сектантских игрищ начал показ произведений и коллекции, пожа-луй, самых глубоких русских художников минувшего столетия.
Рерих Н.К. Книга Голубиная. Эскиз. 1922 Холст, оргалит, темпера, масло. 73.5х101.5. (ГМВ).
Живопись Николая Рериха, представленная в экспозиции, охватывает 45 лет его творческой жизни. Цен-тральное место занимает тематика Древней Руси (полотна «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голуби-ная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор», 41 этюд «архитектурной серии»). Но также представлены «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон» и множество работ из серии «Гималаи». Свя-тослав Рерих (он жил и работал в Индии) обратился к Востоку. Отсюда быт индийской деревни, вроде бы незатейливые жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте. Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Канченджан-га», «Священная флейта», «Молчание». Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, которое представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Ре-рих (жены художника), политических деятелей и святых подвижников. И конечно, нельзя пройти мимо редко выставляемых полотен на евангельские сюжеты: «Как в старые времена», «Добрый самаритянин», «Христос с учениками», «Пиета».
Рерих С. Н. Профессор Николай Рерих. 1942 г. Холст, масло. 138х123. (ГМВ).
Дар мой прими, милый друг!
Трудом и знаньем я накопил
Этот дар. Я знал, что отдам
Его. На даре моём наслоишь
Радости духа…
(Из стихотворения Н. К. Рериха «Благодать», 1918 г.)
Сохранение культуры – главный завет, оставленный семьёй Рерихов. Уже на ранних этапах творчества Николай Рерих, путешествуя по России, создавал не только живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества. Эта идея со временем претворилась в международный документ «Пакт Рериха» о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году его подписали главы 21 государства Северной и Южной Америк, а в 1954-м документ лег в основу Гаагской конвенции.
Фрагмент фасада Павильона №13 ВДНХ.
Экспозиция будет работать в постоянном режиме с 27 апреля 2019 года в Москве на Выставке достиже-ний народного хозяйства, в павильоне № 13, специально отреставрированном для Музея Востока. Кура-тором проекта выступил Владимир Росов.
О. С., Таллин, Н. Б., Москва (текст)
Музей Рерихов Государственного Музея Востока (иллюстрации).
На иллюстрации: Н.К. Рерих. Строят ладьи. 1903 г. Холст, масло. 108×143 (ГМВ).