13 октября в галерее-мастерской Domini Canes открылась выставка таллинского художника Максима Симченко (1991) «Стена». 29 работ сложились в потрясающе цельный образ, заставляя вспомнить не только бунтарский альбом The Wall легендарных Pink Floyd, но и задуматься о современности.
На переднем плане М.Симченко.
Вернисаж «Стены» собрал разных гостей. Бессловесный младенец Лиза с одинаковым изумлением глядела и на работы художника, и на его друзей-ровесников, и на представителей куда более старших (почти почтенных) поколений. Наглядный пример того, что искусство объединяет, никого не оставляя равнодушным.
Бессловесный младенец Лиза слушает приветственное выступление О.Серебрякова.
Каждая из 29 представленных в экспозиции работ достойна отдельного разговора. Смысловая насыщенность произведений это позволяет, а вместе все они складываются в развёрнутое повествование художника о времени и о себе. Однако, сестры таланта ради выделю две опорные точки: холст «За стеклом» и серию из 11 рисунков. (Хотя, повторю, всё – и объекты-маски, и живопись – достойны внимания).
...и представители куда более старших (почти почтенных) поколений
Девчонка и паренёк из твоего не самого успешного квартала поймали крысу. Накрыли пленницу банкой. Она смотрит прямо на зрителя. Затравленно? Нет. Бессловесный зверек точно задаёт тебе вопрос: ну, кто из нас за стеклянной стеной? Перед тобой распахнута брешь в той стене, которой ты отгородился от чужого страха и боли. Как бы само собой приходит мысль об одноименном с картиной телевизионным шоу.
М.Симченко. "За стеклом" (2016, холст, акрил, масло). Бессловесный зверек точно задаёт тебе вопрос: ну, кто из нас за стеклянной стеной?
Тема проломов продолжена в серии рисунков. Точно в проёмах от выбитых кирпичей видишь реальность, полную того же страха и той же живой боли. Выразительная пластика и лаконичность усиливают эффект. Тело в ванной и тень за душевой шторкой. Но почти физически слышна телевизионная трансляция «Психо» Альфреда Хичкока, перебиваемая сладенькой рекламой шампуня. И ждёшь неизбежной сирены «Скорой», выехавшей к очередному самоубийце.
Точно в проёмах от выбитых кирпичей видишь реальность, полную страха и живой боли.
Это суровая реальность. Идиоты и клоуны. Осязаемо холодная плоть больничного кафеля. Практически безупречно выполненный рисунок руки художника. Герои мечутся и кричат… Да, образы художника зачастую могут показаться нарочито агрессивными. Но визуальная экспрессия не более чем излюбленный прием Максима Симченко, позволяющий играть коннотациями. И в этой игре проламывать бреши в изразцовом глянце иллюзии.
Это суровая реальность. М.Симченко.
- Что мы оставим после себя? - Ещё один кирпич в стене. Из дерева или камня, из бумаги или стекла, из вранья или законов. С муравьиным упорством современник отгораживается от себя и реальности, называя свои конструкции очевидностью, сам оборачиваясь лишь ещё одним кирпичом в тотальной стене. Как там было в песне? - All in all you're just another brick in the wall?..
- Что мы оставим после себя? Фото на память.
"Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок - покупай ее",- некогда поучал свою дочь выдающийся собиратель искусства Сергей Иванович Щукин. Психологический шок на «Стене» Максима Симченко гарантирован.
Еще один гость выставки. Психологический шок на «Стене» Максима Симченко гарантирован.
Фотографировать экспонируемые произведения не разрешено (исключение было сделано для вернисажа). Но на выставке предлагаются открытки с репродукциями ряда работ. Выставка «Стена» продлится до 13 ноября 2016 г.
Текст Олег Серебряков.
Фото Александр Пахарев.
На иллюстрации: «За стеклом» с точки зрения скульптуры «Крыса» Ирины Рятсеп (1945-2016).