С 22 апреля по 24 мая 2015 года в залах Таллинского дома искусств проходит выставка скульптуры «Язык тела». 15 женщин скульпторов представили работы 1975-2015 гг. как из музейных собраний Эстонии, так и из своих мастерских. Женский взгляд на меняющуюся современность и своё место в ней выражен почти в полусотне пластических произведений. Язык тела выражает радость, страх, боль, удивление и печаль, комментирует событие куратор выставки Тийу Кирсипуу, с ним связаны наши убеждения, идеология, секс, желания и социальное пространство.
Каждая художница представляет 3 работы, две из которых отобраны куратором и одна создана по усмотрению автора. Выставка, превратившая залы Таллинского дома искусств в единое инсталляционное пространство, сочетает элементы творческой ретроспективы и сегодняшний поиск художниц. Динамику субъективного восприятия эго и окружающего, доминанты времени скульптура доносит с предельной наглядностью, проходя зримый и осязаемый путь от бронзы к пластику.
Не могут не привлечь внимания виртуозные работы Хилле Пальм (1941 г.) – малыш на стуле («Маленький Йоханнес», 1978 г., бронза) и соседствующий с ним объект «Оттаивание» (2015 г. стеклянная мозаика), представляющий торс беременной женщины из несчетных кусочков синего стекла. Живое сходство и грация жеста волнуют зрителя в ставшем классическим скульптурном портрете работы Айме Куульбуш (1942 г.) эстонского поэта и актера Юхана Вийдинга («Юхан Вийдинг», 1976 г., бронза). Полны философского смысла скульптуры Ирины Рятсеп (1945 г.): встречающая зрителя на входе обезьяна, в невероятном изгибе тела закрывающая себе конечностями уши, глаза и пасть («Sanbiku no saru», 2015 г., бронза) и белая в полный рост пожилая дама, грустно и почти невесомо идущая прямо вперед («Прогулка», 1986 г., пластик).
Игровой натуралистический стержень присущ объекту «Аниматор Харди» (2015 г., гипс, текстиль, пластик) Тийу Кирсипуу (1957 г.), выступившей в «Языке тела» и куратором, и дизайнером, и участницей выставки. Герой, прототипом коему, видимо, послужил известный в Эстонии аниматор Харди Вольмер, увенчан пластиковым нимбом и протягивает зрителю руки с зажатыми в ладонях персонажами его лент. Из кармана пиджака выглядывает табличка с незамысловатой сентенцией на английском языке – «Аниматор - маленький бог, Бог – большой аниматор». Однако тот же натурализм шокирует в серии автопортретов Терье Оявер (1957 г.): «Автопортрет как верблюд» (2013 г., смешанная техника) с его сочетанием узнаваемого лица-маски и туловища верблюда, чьи передние ноги заканчиваются ладонями, а задние человеческими стопами отсылает зрителя в лучшем случае на «остров доктора Моро», а в худшем иллюстрирует жесткую советскую присказку - «я корова, я и бык, я и баба и мужик». Хотя можно поговорить и о сочетании животного и человеческого начал, о пустыне подлунного мира… Но какая женская выставка обходится без крика отчаяния?
Выставка «Язык тела», в которой участвуют Эллен Кольк, Хилле Пальм, Ирина Рятсеп, Айме Куульбуш, Маре Микофф, Терье Оявер, Тийа Кирсипуу, Мари-Лийз Тамми, Эло Лийв, Анне Рудановски, Леэна Куутма, Эйке Эплик, Кирке Кангро, Тамара Дитман и Ану Пыдер, продлится до 24 мая 2015 г.
К.Б.
На иллюстрации: Тийу Кирсипуу (1957 г.) «Аниматор Харди» (2015 г., гипс, текстиль, пластик).
Картинки с выставки (фото О.С.):
Ирина Рятсеп. «Sanbiku no saru» (2015 г., бронза)
Эло Лийв. «Мальчик» (1994 г., алюминий)
Айме Куульбуш (1942 г.). «Юхан Вийдинг», (1976 г., бронза)
Хилле Пальм (1941 г.). «Оттаивание» (2015 г. стеклянная мозаика)
Ирина Рятсеп.. «Прогулка», 1986 г., пластик.