Искусство старых мастеров традиционно пользуется стабильным спросом. Но число произведений на прилавке более чем ограничено. Что вызвано вполне объективными причинами и год за годом изумительнейше взращивает цены. Однако, и количество желающих приобрести «что-то из этого» расширяется количественно и географически: одни только монархии Персидского залива дорогого стоят! Потому и полку «шедевров» на художественном рынке только прибывает. Благодарить ли нечистых на руку склочных старьёвщиков, именующих себя галеристами-антикварами? Смердит зело сие бессмертное племя, доброго слова не стоит. Или воздать должное небесталанным умельцам? Последнее куда занимательнее, ведь иные детища их резца и кисти ныне справедливо считаются подлинными произведениями искусства. Многие из плеяды «нестарых старых мастеров» достойны пера старшего Дюма и, разумеется, своего места в Кунсткамере нашего доброго Прииска.
Под щедрым небом Италии, в славном городе Сиена некая Джулия Казини забеременела от офицера пехотного полка Федерико Пенна, который не дожидаясь рождения ребёнка покончил с собой в сентябре 1865 года. В 1866 году на свет появился младенец мужеского пола, во избежание скандала анонимно отданный в Ruota dei Gettatelli при больнице Санта–Мария делла Скала. Через полтора года ребёнка возвратили в семью и к имени Ичилио ему было добавлено имя Федерико. Любознательного мальчугана часто видели в мастерской сиенского позолотчика Анджело Франчи, который посоветовал ему хотя бы от случая к случаю посещать институт искусств. Жадно впитывавший окружающую атмосферу художественной Сиены, где под влиянием спроса расцвело почти поточное производство «античных картин», Ичилио Федерико Джони последовал рекомендации мастера. Синтез усердия и таланта принёс результат: «бастард» обернулся руководителем "школы фальсификаторов" и прославился своими репликами мадонн старой сиенской школы. Имя Джони стало атрибутом каждой подозрительной антикварной темперы на золотом фоне и в итоге стало синонимом подделки: от изображений для книг до триптихов, впоследствии проданных в Европе и США. К периоду 1910–1915 годов относится одно из его самых значительных панно, "Мадонна с младенцем, святой Марией Магдалиной и святым Себастьяном" (работа Нероккио ди Бартоломео де’ Ланди).
Скучным человеком (равно и скромником) Джони не назовёшь. В 1932 году он опубликовал автобиографию «Мемуары художника старинных картин». Книга без промедлений была переведена на английский: подозрения, что каждая картина из Сиены, появившаяся на антикварном рынке тех лет, на самом деле принадлежит руке Ичелио Федерико стали едва ли не общепринятыми. А в письме 1945 года (за год до своей смерти) Джони подробно описал технику, необходимую для состаривания картины... Среди его работ сегодня числятся: «Полиптих Аньяно, работа Чекко ди Пьетро, Пиза, Палаццо Джули Россельмини Гуаланди», «Мадонна с младенцем, святая Мария Магдалина и святой Себастьян, работа Нероккио ди Бартоломео де’ Ланди», «Мадонна с младенцем, работа Пьетро Лоренцетти», «Мадонна с младенцем, святым Иеронимом и святым Бернардино, работа Нероккио ди Бартоломео де’ Ланди», «Побиение камнями святых Космы и Дамиана, работа Сано ди Пьетро», «Мадонна с младенцем – стиль, близкий к Дуччо ди Буонинсенья (Уголино ди Нерио)», «Христос в жалости среди скорбящих – стиль, близкий к Андреа Мантенья (по Джованни Беллини)». Добавим, что PAICAP, прозвище «маэстро реплики» Ичилио Федерико Джони Сиена (1866–1946), означало Per Andare In Culo Al Prossimo (мягко выражаясь, нечто вроде «трахнуть соседа»).
На фламандских мастерах специализировался британец Эрик Хебборн (1934-1996). Бытует мнение, что на путь фальсификатора Хебборна подтолкнула в 1960 году пресловутая «рука Москвы»: ваши рисунки похожи на рисунки Николя Пуссена, якобы сказал художнику, находившемуся в Италии по двухлетней стипендии Британской школы в Риме, искусствовед и по совместительству советский разведчик Энтони Блант. Молодой художник умел слушать старших... С детства отличаясь усидчивостью и любовью к искусству (художественная школа Челмсфорда и художественная школа Уолтемстоу) Хебборн не был чужд и весьма неординарных поступков, в восьмилетнем возратсте на обвинение в баловстве с огнём он поджёг свою школу. В 15 лет он показал свои работы на выставке в Maldon Art Club, а потом поступил в Королевскую академию художеств. В академии получил приз Hacker Portrait и Серебряную премию, а также Британский приз Рима по гравюре и вышеупомянутую стипендию. Необходимые фальсификатору навыки Хебборн обрёл во время работы в студии лондонского реставратора Джорджа Ацеля, где научился блестяще подражать старым мастерам и “восстановливать” картины на пустых холстах. В 1963 году Эрик вместе со своим партнёром Грэмом Смитом открыл собственную галерею Pannini Galleries, а годом позже перенёс её в Рим. В 1965 году в Лондоне арт-дилерская компания P. & D. Colnaghi & Co. приобрела у него одну из копий картины Питера Брейгеля, которая в итоге оказалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. 14 лет Хебборн продавал свои собственные работы наряду с оригиналами. В орбиту продаж вошли «Коро», «Мантенья», «Ван Дейк», «Пуссен», «Рубенс», «Брейгель» и «Пиранези». Маститые искусствоведы считали эти картины и рисунки подлинными, что ввело в заблуждение даже Christie’s и Sotheby’s.
В 1978 году куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Конрад Оберхубер рассматривал пару рисунков, которые он приобрел для музея у авторитетного лондонского дилера, и вдруг заметил, что оба были выполнены на одной и той же бумаге! Обнаружив в Библиотеке Моргана еще одно изделие, прошедшее через руки как минимум трех экспертов, Оберхубер связался с источником всех трех подделок - дилером Колнаги. Мистер Колнаги, в свою очередь, сообщил обеспокоенным кураторам, что все три подделки были приобретены у Хебборна. Из-за опасений иска о клевете Колнаги ждал целых восемнадцать месяцев, прежде чем раскрыть обман СМИ, но и тогда не упомянул имя Хебборна. А Хебборн продолжал «творить» и с 1978 по 1988 гг. изготовил не менее полутысячи рисунков. Но 1984 году он без тени раскаяния признался в ряде подделок, используя прессу для оскорбления акторов художественного рынка. В автобиографии Drawn to Trouble (1991) Хебборн продолжил эти нападки, открыто говоря о своей способности обманывать тех из экспертов, кто охотно шёл на уловки ради прибыли. Также художник утверждал, что некоторые работы, чья подлинность была доказана, были делом его рук (к примеру, Музей Дж. Пола Гетти в Лос–Анджелесе по сей день отрицает, что в его коллекции имеется «Хебборн», хотя сам Хебборн утверждал обратное). 8 января 1996 года, вскоре после публикации итальянского издания его книги “Справочник фальсификатора”, Эрик Хебборн был найден лежащим в крови на одной из улиц Рима: травма головы, возможно, была нанесена тупым предметом. Он умер в больнице 11 января 1996 года. Прибыль, полученная от подделок Хебборна, «самого блистательного фальсификатора современности», оценивается более чем в $30 млн.
Немецкого художника-самоучку, начавшего карьеру в 19-летнем возрасте с работы помощника антиквара, Эдгара Мругалла даже на фоне Хебборна пресса назвала «королем фальсификаторов»... Он родился в 1938 году в Берлине. Заметив, что проданные им по низким ценам картины «с Востока» предлагаются на солидных аукционах и в большихх галереях совсем за другие деньги, прагматичный Мругалла засел за изучение истории искусств, техники старых мастеров и современников. В конце 60-х гг. он получил сертификат хранителя-реставратора. В 1971 году вступил в профессиональную берлинскую ассоциацию Bund Bildender Künstler, что дало ему возможность сертифицировать и продавать собственные копии как оригиналы. В 1974 году Мругалла выставил на продажу 24 пастели Отто Мюллера, якобы обнаруженные совершенно случайно. Это вызвало подозрения, которые привели к обыску в его мастерской, конфискации признанных подделкой пастелей и восьмилетнее судебное разбирательство, закончившееся оправданием. Опыт, согласно Пушкину, «сын ошибок трудных», заставил Эдгара быть осмотрительнее.
В 1980 году он переехал в окрестности Нордхастедта и в сельской глуши создал более 3 тысяч работ (масло, акварель, гравюра на меди), имитирующих Сезанна, Климта, Пикассо, Ренуара и Ван Гога, расходившиеся так бойко, что в 1987 году некоторые мругаллавские «Пикассо» привлекли внимание экспертов, в том числе наследников легендарного Пабло. Картины были изъяты на распродаже и уничтожены. Мругалла был приговорен к двум годам лишения свободы и трехлетнему запрету заниматься профессиональной деятельностью. Однако художник не опустил руки: став знаменитым он выставлял свои копии по всему миру, стал сотрудничать с немецкими судами, консультируя отдел по борьбе с мошенничеством. В 1990 году Мругалла открыл галерею в Бюсуме, легально выставляя реплики собственной работы, давал уроки живописи, а в 1993 году опубликовал мемуары König der Kunstfälscher. Meine Erinnerungen («Король фальсификаторов искусства. Мои воспоминания»). Надо сказать, книга пользовалась успехом.
Текст: Ян Мирский
Иллюстрации: Архив Прииска
На иллюстрации: Ичилио Федерико Джони Сиена (1866–1946)