Владимира Шорца (1926-2018) порой называют «московским художником». Наверное, это в чём-то справедливо. Он родился, жил, работал и умер в Москве. И именно в московском «Открытом клубе» с 19 июня 2020 года открывается для широкой публики выставка «Ментальная география Владимира Шорца».
Владимир Антонович Шорц окончил Московский институт энергетики. Как многие его сверстники участвовал в Великой Отечественной войне, награжден медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией». С 1957 года Шорц стал членом Московского Объединенного комитета художников графиков. Плодотворно сотрудничал со столичными издательствами (книги, оформленные Владимиром Антоновичем по сей день пользуются спросом среди библиофилов). Произведения Шорца были представлены на выставке и в каталоге «Другое искусство. 1956-1976 гг.»
С 1959 года художник активно участвовал в деятельности легендарной «Студии Белютина». В её составе участвовал во многих выставках начала 60-х в Литературном институте им. М.Горького, Доме Кино, Доме ученых, «Таганка» и той самой - «30 лет МОСХа» в Манеже, где, по истории, поведанной москвоведом Александром Васькиным в книге «Охотный Ряд и Моховая. Прогулки под стенами Кремля», и удостоился высочайшей в СССР персональной рецензии.
Поначалу в «Белютинском» зале Никита Сергеевич задержался у портрета девушки. Что это, воскликнул первый секретарь и стал переходить буквально на визг, почему нет одного глаза, это же морфинистка какая-то. Товарищ Хрущёв вроде как почти не глядя на картины отправился дальше, но вдруг замер у композиции Владимира Шорца: а это что такое?! Реалии порта на картине художника действительно не слишком напоминали раскрашенные фотографии. У тебя, обратился первый секретарь к партийному работнику из своей свиты, и вправду такой порт? - Да что вы, Никита Сергеевич, еле выговорил партийный работник, у нас совсем другой порт, и краны новые, мы их на валюту купили, которую вы нам выделили. Тогда, накануне, как уверяют злые языки, принявший на грудь Никита Сергеевич обратился к художнику с лаконичным вопросом-рецензией, вошедшим в исторические анналы: ты что, пидорас? И не дожидаясь ответа отправился в зал со скульптурами Эрнста Неизвестного. А Шорц через час после отъезда Хрущёва признался, что ему стало так нехорошо, что он был тотчас готов свалиться на пол. Художник даже представил, как будет бесчувственно лежать среди августейших ботинок и брюк.
Конечно, неизбежен вопрос, почему зачастую имя Шорца оказывается вне исследований, посвященных «белютинцам». Искусствовед Вера Калмыкова объясняет этот факт лирическим характером живописи Шорца, отсутствием «социального эпоса». По её мнению, певец русской природы и провинции Владимир Шорц тяготеет скорее к «преображению форм, а не их расподоблению». В живописи Шорца нет бунта, нет революции, в ней доминируют умиротворённость и внутренняя гармония.
Калмыкова проводит черту между реальностью и утопическим видением поэтов и художников, воспроизводивших архетипический русский пейзаж. К таким мастерам она относит и Владимира Шорца: «художник останавливался на грани между реальностью и вымыслом и балансировал на ней, где-то жертвуя жизнеподобием, где-то, напротив, поступаясь фантазией». Ментальная география московского художника охватывает и негромкий мир русского Севера с его деревянными домиками и залитые щедрым солнцем улицы союзных республик. Это воистину Terra incognita, ещё одна грань «белютинского круга», которую предстоит открыть для себя посетителю выставки «Открытого клуба».
Произведения Владимира Шорца интересны коллекционерам. На торгах 28 мая 2020 года цена на картину Шорца выросла в 17 (!) раз: работа «Окрестности Кисловодска» (1976, оргалит, масло, 50.5х70.7) была продана за ₽17 тыс. (при эстимейте ₽1 тыс. ). На ряде торговых площадок работы Шорца 60-х гг. прошлого века оцениваются в ₽100 тыс. Напомним, с 16:00 до 22:00 вход в «Открытый клуб», что на Спиридоновке, 9/2 (вход со двора), бесплатный, а выставка Владимира Шорца продлится до 30 июня 2020 года (выходной день - среда).
Текст: В.О. (Москва).
Иллюстрации: «Открытый клуб», архив Прииска.
На иллюстрации: В.А. Шорц (1926-2018). Закат. Ваульцево. Владимирская область. 1970, фанера, темпера