С 7 августа 2021 года Третьяковская галерея открывает для широкой публики выставку «Сцены частной жизни. Интерьер в графике XX века» в Калининградском областном музее изобразительных искусств. Этот проект ведущего игрока российской арт-сцены выступает своеобразной увертюрой к преддверию открытия Третьяковкой собственного пространства на крайнем Западе РФ, в Калининградской области.
«Сцены частной жизни…» впервые были показаны в Третьяковской галерее в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» в 2016 году. В состав «калининградской» версии экспозиции вошли произведения из фондов Третьяковской галереи, а также работы из собрания Калининградского областного музея изобразительных искусств, относящиеся к различным периодам советской̆ истории. Рисунки, акварели, печатная графика Верейского Г.С., Дайнеки А.А., Купреянова Н.Н. и других художников ХХ-го столетия наглядно повествуют о том, чем был интерьерный жанр в русском изобразительном искусстве XX века.
В России XIX века большую популярность приобрел вариант жанра, изображающего жизнь людей в приватном домашнем пространстве, часто называемый «в комнатах». В советском искусстве он продолжил свое существование, хотя доминирующая идеология склонна была рассматривать само понятие «быт» и его проявления как нечто не очень нужное. Но быт (со всеми причудами частной жизни) и в Советской России никуда не исчез. Это драгоценное ощущение удавалось сохранить в изобразительном искусстве и прежде всего в графике в силу камерности и даже интимности этого вида изобразительного искусства.
На выставки представлено более 50 произведений графики из собраний ГТГ и Калининградского областного музея изобразительных искусств. Экспозиция начинается с великолепных «профессорских» кабинетов Георгия Верейского, а также более интимных и более темных, но не менее прекрасных интерьеров, выполненных Николаем Купреяновым. Далее зрители смогут познакомиться с графическими листами апологетов так называемого нового быта - Александра Дейнеки, Владимира Люшина и Бориса Рыбченкова. Заданная в 1920–1930-е годы линия минимализма продолжилась в работах художников-шестидесятников Александра Ведерникова и Татьяны Шишмарёвой с их светлым и радостным восприятием мира. С сочинениями популярных в 1960–1970-е писателей-деревенщиков (Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев) перекликается графика Виктора Попкова с ее колоритным изображением деревенских изб и их обитателей.
Более раскрепощенный и индивидуальный стиль жизни 1970–1980-х годов представлен в произведениях Иллариона Голицына, Виктора Ильющенко и Андрея Цедрика, а в графике Кирилла Мамонова и Олега Кудряшова зритель увидит своего рода рефлексию по поводу коммунального быта, постоянно сопутствующего советской истории…
Короче говоря, есть, что посмотреть и любителю, и знатоку в доме 83 на Ленинском проспекте города Калининграда (то есть в Калининградском областном музее изобразительных искусств). Остаётся только пожелать обитателям и гостям западного форпоста РФ наиприятнейшего просмотра: выставка, кураторами которой выступили Екатерина Архипова и Ирина Лейтес, продлится до 19 сентября 2021 года.
Текст: Пауль Эритарк, Таллин
Иллюстрации: ГТГ, Архив Прииска
На иллюстрации: А.А. Дейнека. Сердечное единение. 1927, бумага, гуашь, акварель, тушь, графитный карандаш, кисть, 36.6х31.2