Скульптор Тауно Кангро принадлежит к тем художникам, для кого нет разницы между глаголами «творить» и «дышать». Иногда складывается впечатление, что свои новые выставки Тауно может запускать практически еженедельно. А дай ему полную волю – не только в Таллине, но и во всей стране по имени Эстония не останется места без произведения господина Кангро. Такая вот у человека кипучая в смысле творчества натура.
С августа и практически во весь сентябрь года 20-го (уже коронованного, по замечанию писателя Виктора Пелевина, «плохоньким вирусом с хорошим пиаром») сразу на трёх экспозиционных площадках Таллина развернулись персональные выставки Кангро. С 28 августа по 18 сентября выставка пастельной живописи «Дома и в гостях» прошла в левой галерее выставочного зала муниципального Центра русской культуры. С 30 августа по 20 сентября в Галерее дизайна и архитектуры любителей прекрасного радовали скульптуры и пастельная живопись проекта «Nude 2». Тематически контрастный последнему проект «Силы небесные» в августе был показан в выставочном зале Яаниской церкви.
Конечно, площадки выставок несопоставимо разновесны. Одна – по факту – в коридоре, завершающемся двустворчатой массивной дверью с литерами WC (буквы порой кураторы стыдливо прикрывают плакатиками, но за ними всё сверкает и работает преотлично!), другая огромными витринами выходит на улицу-любимицу президента первой Эстонской республики Константина Пятса (как раз напротив построенного в 1913 году монументальнейшего неоклассического здания театра «Эстония», где обитают национальная опера, балет и национальный симфонический оркестр). О значимости строгой «церковной» выставки красноречиво свидетельствует та же госпожа топография: Яаниская церковь расположена на главной площади эстонской столицы. Но, как говорится, красна изба не углами, а пирогами. Здесь, там и тут просто преотменно попотчевал своего зрителя своим искусством Тауно Кангро!
«Дома и в гостях» художник на одной стороне коридора (в простенках между окнами) показал значимые для него виды Эстонии, а напротив, на стене глухой - Кипра, где он по весне застрял в тотальном карантине. Пастели a la prima щедры на краски и подчеркнуто безлюдны. Зритель остаётся наедине с пространством, в котором доминирует как бы танцующая пластика силуэтов, линий, цветовых переходов и контрастов. Плоскости остановленных рукой Кангро мгновений точно пытаются вырваться в объём, соглашаясь при таком раскладе даже на звание эскиза, однако ни на йоту не теряя вложенных в них смыслов и чувств. Редкая для эстонского искусства (но типичная для Тауно) эмоциональная насыщенность подчёркивается рукописным текстом с названием, введенным в корпус работы, как на картине «Заброшенная греческая церковь на турецкой стороне».
«Nude 2» составлена преимущественно из работ года текущего и формально явилась продолжением прошлогодней одноименной выставки «с обнажёнкой». То есть также была посвящена тайне женского тела, правда, не без но: «…теперь я начал одевать свои обнаженные фигуры именно в поисках тайны красоты скрытого женского тела», - отметил Тауно накануне открытия… Скульптор не первый год сотрудничает с кузнецом Лембитом Пальмом. Как-то кузнец нашёл топор, полтысячи лет назад сделанный из болотной руды. Топор проржавел и почти рассыпался на железные листья, из которых кузнец выковал балетные пачки для героинь «Nude 2», бронзовых танцовщиц балета, поставленного Кангро. Можно сказать, термин «топорная работа» обогатился иным, прямо противоположным традиционному значением.
В определённом смысле, этот проект подвел итог длительному этапу в творческой жизни художника. (Изрядный поклонник балета, Кангро смотрит спектакли из первого ряда в центре зала, стремясь уловить чудо грациозного движения танцовщиц.) Разноформатная бронза выставки - свидетельством, что скульптор буквально загипнотизирован танцем и именно в его пластике ищет разгадку одного из величайших секретов земного бытия – красоты. И может быть, он уже приблизился к ответу, представив вызывающе выделяющихся белизной укрытого в глубине экспозиции мраморного младенца (скульптура «Прекрасный сон») и белокрылого спящего ангела на витрине галереи (объект «Ангел сна»), чья голова покоится на парящей подушке. Как пошутил один из посетителей, теперь я знаю, откуда берутся дети!
Экспозиция Кангро «Силы небесные» в выставочном зале Яаниской церкви, больше всего похожа на оригинальный тизер нового проекта. Ведь стержнем «Сил небесных» безусловно стали двухметровые эскизы скульптур евангелистов, которые до конца года художник обещает установить в Каарлиской церкви, построенной в 1882 году на средства «эстляндского рыцарства» и способной вместить полторы тысячи прихожан. Эта лютеранская церковь известна крупнейшим в Эстонии органом (81 регистр!), алтарной фреской «Придите ко Мне», выполненной в июле 1872 года профессором Императорской академии художеств и преподавателем рисования в августейшей семье Иваном (Иоганом) Кёлером, и алтарными витражами Долорес Хоффманн. Добрая компания для щедрого художника!
Текст: Олег Серебряков, Таллин
Иллюстрации: архив Прииска
На иллюстрации:Тауно Кангро: «…теперь я начал одевать свои обнаженные фигуры…»