Сегодня редкому любителю русского искусства знакомо имя Ольги Александровны Бари-Айзенман (1879–1954). Наперечёт такие знатоки. Но разве подвластны времени жажда красоты, созерцательная, чистая жизнь духа и потребность живописного осмысления мира - эти характернейшие приметы мира удивительно тёплых работ художницы Ольги Бари-Айзенман?
Ольга бари-Айзенман (1879-1954). Поздняя осень. Первый снег, ранняя весна (1910, бумага, пастель).
Дочь инженера Александра Бари (с 70- х гг. XIX века и до своей смерти в 1913 году он работал вместе с инженером Шуховым, участвовал в возведении Киевского вокзала, Музея изобразительных искусств, нынешнего ГУМа) и Зинаиды Бари (в девичестве фон Грюнберг) Ольга окончила Высшие женские курсы и собиралась стать историком. Однако в 1903 году, после поездки в Италию, увлеклась живописью и стала брать уроки у Леонида Осиповича Пастернака, дружеские отношения с семьёй которого поддерживала в течение всей своей жизни.
1907 год: на даче Пастернаков в подмосковных Райках. Сидят, слева направо: Лидия Бари, Розалия Исидоровна Пастернак с дочерьми Лидией и Жозефиной, Павел Давыдович Эттингер, Ольга Бари. В верхнем ряду: неизвестная, Леонид Осипович Пастернак, Александр Пастернак, Лев Григорьевич Левин, Борис Пастернак.
С 1907 года, Ольга Александровна участвовала в выставках «Мира искусства» и Общества художников «Московский салон». Как и для многих других мирискусников октябрь 1917-го стал поворотной точкой и для Ольги: она сознательно отказалась от набирающего силу соцреализма и оказалась выключена из художественной среды. По-прежнему занимаясь живописью, сочетая творчество с активной педагогической деятельностью Ольга практически не выставлялась: считаные разы её произведения видел широкий зритель, в 1947 г. при оформлении витрин на улице Горького в честь празднования 800-летия Москвы, в 1980 г. на вечере Клуба живописцев на Кузнецком мосту, в 1996 г. на персональной выставке в московской галерее «Ковчег» и в 1997 г. в выставочном зале журнала «Наше Наследие».
Ольга Бари-Айзенман (1879-1954). Пруд в Быково (1916, х., м.).
Ольга Бари-Айзенман на пленере в Быково (1916 г.)
В силу жизненных обстоятельств наиболее активно Ольга Александровна работала в летние месяцы. Семья ее состояла из единомышленников - муж, Семен Борисович Айзенман, юрист по профессии, тонко чувствовал искусство и был поэтически одаренным человеком, дочь Татьяна Айзенман (Семенова) стала искусствоведом, сын Алексей Айзенман - живописцем. С конца 20-х годов и до начала 50-х у Ольги Александровны учились едва ли не все арбатские дети, благо московская интеллигенция, невзирая ни на какие катаклизмы, продолжала учить детей не только насущному. О популярности ее рисовальных групп можно судить по записным книжечкам с именами учеников, их адресами и телефонами. Искусствовед Т.П. Каптерева-Шамбинаго, вспоминая те рисовальные уроки пишет: «Особая роль принадлежала общению с Ольгой Александровной, полной жадного интереса к жизни, к нашей культуре, и словно вечно молодой».
Ольга Бари-Айзенман (1879-1954). В Киссингене (1912, бумага, пастель).
В пейзажах О.А. Бари-Айзенман присутствует щемящее чувство светлой, естественной и отнюдь не пафосной любви к родной стороне. Это чувство узнаваемо сразу: глядя на желтые нивы и силуэты деревьев, скирды соломы и осеннее небо. Эти теплые работы созданы благодаря непреодолимой жажде красоты, созерцательной, чистой жизни духа, потребности живописного осмысления мира. Каждой из них свойственны гармоничная композиция, изысканный колорит, свой ритм живописных пятен и присущий только ей цветовой «ключ». Художницу занимала проблема взаимодействия плоскости и пространства, разрешаемая каждый раз заново. Преломляя мирискусническую традицию и проникшие в Россию в начале ХХ столетия новации французской живописи, она пришла к своему, очень индивидуальному стилю и сохранила его на всем протяжении своего творчества.
Афиша выставки "Открытого клуба".
С 18 января по 29 января 2019 года московский «Открытый клуб» покажет живопись и графические произведения Ольги Александровны Бари-Айзенман. Спустя многие годы затишья её наследие вновь обретёт своего зрителя.
К. С. (текст)
«Открытый клуб», архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Ольга Бари. (1903 г. ,Рим.)