«Мое излюбленное «лакомство» – это шагать по Москве с папкой, делая наброски, быстрые… Откровенно говоря, мне не так уже хочется объехать земной шар, как успеть обойти Москву, в разных концах которой наверняка «притаились» еще не открытые мною пейзажи», - однажды признался художник Алексей Айзенман (1918-1993). К 100-летию со дня рождения художника московская галерея «Ковчег», Государственный музей А. С. Пушкина при участии журнала «Наше наследие» 24 августа в Выставочных залах Госмузея А. С. Пушкина (Арбат 55/32, вход со стороны Денежного переулка) открывают выставку «Алексей Айзенман».
Алексей Айзенман. Московский дворик. (1952. Картон, масло. 40х50. Собрание семьи художника).
Алексей Айзенман – очень московский художник. «… Если ничего не случится, - говорил он, - сразу же, в августе, свежо обежать Садовое кольцо и другие заветные места, поймав и вспомнив намечавшиеся затеи, всколыхнув ход к московским грезам и снам: поэтичные нагромождения утренних и вечерних домов; сумеречные загадочные очарования; страшно преувеличенную лавинность машин (как стадо с огромными «бычками» – автобусами и грузовиками, «коровами» – Чайками и Волгами, и «овечками» – Москвичами и Запорожцами, в неистовом пробеге по ущельям из домов-скал); идеализированную наивную уютность московских дворов; возведенную в замковую торжественную цитадельность домов Старого Арбата; тихую интеллигентность Кропоткинской, ул. Герцена, Воровского, домашность Остоженки...»
Художник Алексей Айзенман (1918-1993).
Он и родился в Москве 3 сентября 1918. Отец Семен Борисович Айзенман – юрист. Мать – Ольга Александровна Бари-Айзенман, художник и педагог, ученица Леонида Осиповича Пастернака. В Изотехникуме памяти 1905 года учителем Айзенмана был Николай Петрович Крымов. Теория тона, цельность, композиционная устойчивость – эти известные крымовские постулаты отличают работы художника. Незадолго до смерти Алексей Айзенман записал: «Неповторимость зримого мира. Никогда не утоляемая тяга к встречам с природой в ее поразительном разнообразии состояний. Беспредельное извлечение красоты из обыденности...»
С 1952 и до конца жизни Айзенман – постоянный участник выставок, с 1961 – член Московского союза художников. Живопись сочетал с преподавательской деятельностью – тридцать пять лет он с увлечением работал в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ). Айзенман нашел свой живописный строй. Это работа крупных локальных пятен цвета, утверждающих картинную плоскость, и одновременно сложная живописная ткань. Это ритмы архитектурных объемов, создающих жесткую конструкцию и мягкие линеарные ритмы деревьев. Это общая организация холста, построенного на остром конфликте пространства и плоскости.
Алексей Айзенман. Станция метро "Кропоткинская". (1960-е. Холст, масло.52 х 82. Собрание семьи художника)..
Художник ушел из жизни в 1993. Через год состоялись две его персональные выставки: в галерее «Ковчег» и в выставочном зале редакции журнала «Наше Наследие». В настоящее время масляные работы Айзенмана (небольшие холсты и картоны 1960-1980-х гг.) встречаются на арт-рынке по цене от 300 тыс. до 700 тыс. рублей.
Выставка «Алексей Айзенман. К 100-летию со дня рождения художника» продлится до 16 сентября 2018 года.
К. А. (текст)
Галерея «Ковчег», архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Алексей Айзенман. Моя любимая площадь. (1991. Холст, масло.79 х 95. Собрание семьи художника).