Что необходимо для события во всех смыслах этого слова яркого? Правильно, живое искусство да яркий, под стать ему вернисаж. Музыканты и танцоры барочного стиля – самое то! Перформанс с их участием и открыл первую персональную выставку Сергея Чернова в жемчужине арт-Петербурга ЦСИ имени Сергея Курехина. Отступили под натиском муз северо-западные декабрьские сумерки, обернулись загадочной тёмной рамой…
Непоказное безумие становится показным. Экспонат выставки С. Чернова в ЦСИ им. Курёхина.
На выставке, открывшейся 28 ноября прошлого года, представлены картины, костюмы, афиши выполненные Черновым для выступлений «Поп-механики», а также любопытные архивные материалы. Сергей Чернов (1957) – изысканный персонаж петербургской арт-сцены. Его легко узнать с первого взгляда: когда перед тобой движущаяся в каком-то своем, ни с кем не координирующемся ритме странная фигура в невероятном шлеме с отростками (симбиоз техно и био) - это Чернов. С середины 1980-х он в сердцевине событий мира альтернативной моды. Ему дороги и рисковый шик довоенных советских красавиц, и неуклюжий позднесоветский официоз. Непоказное безумие, по замечанию критиков, с его помощью становится показным и приобретает волнующую оболочку искусства.
Плакат концерта «Поп-механики» в Голландии
В 1976-м Чернов по окончании детской художественной школы в Ижевске переехал в Ленинград, где получил профессию модельера и буквально нырнул в советский андеграунд. В 1984 году Чернов организует ЛЭМ (Лабораторию экспериментального моделирования), в 1985-м работает как художник-оформитель с группой «ЭПОС», а с 1986-го начинает создавать визуальную составляющую (декорации, костюмы, грим) для проектов генератора идей альтернативного искусства Ленинграда Сергея Курёхина и его «Поп-механики».
С. Чернов. Эскиз плаката «Поп-механики в Берлине (1988).
В черновских костюмах и декорациях тех лет удивляет не отвязность решений, не «прикол», а профессиональная цельность. Техно (фрагменты предметов машинного производства) сочетается с подчеркнутой телесностью акробатического тела. Чернова всё более тянет к изобразительности, для него открывается символическое начало, что отразилось в коллекции по мотивам Шагала. Чернов как бы примеряет на себя саму возможность шагаловского полета, парения над обыденным.
Экспонат выставки С. Чернова в ЦСИ им. Курёхина.
Рисунки и живопись Чернова позволяют пристальнее заглянуть в личный мир художника. Это, конечно, мир модельера, декоратора: фонтаны, куклы, дети, какие-то странные предметы. Но это не кукольный мир: иногда здесь считывается символическая, а то и какая-то сюрреалистическая нагрузка. Художник продолжает использовать техно (противогазы, скафандры, кажется, какие-то антенны), но всё активнее акцентирует био: шланги-рукава напоминают щупальца осьминога.
С. Чернов. Эскиз плаката «Поп-механики».
Может, я ошибаюсь в деталях, говорит петербургский арт-критик Александр Боровский, выдаю собственные импрессии за интенции автора перформанса. Но если это и так, то это свидетельствует о суггестии образа художника: материализуясь и растворяясь в толпе, занятой своими делами, настроенный на одну ему ведомую волну, одинокий в этой своей сомнабулической погруженности, он, однако, не отпускает своего зрителя, транслирует какие-то новые эмоции и смыслы.
Красота совсем не однозначна... Экспонат выставки С. Чернова в ЦСИ им. Курёхина.
Выставка в ЦСИ им. С. Курёхина продлится до 31 января 2019.
М.К. (текст)
Василий Бертельс (иллюстрации)
На иллюстрации: С. Чернов (1957). Маска Тота. Фрагмент.
.