Чтобы оказаться в пространстве, полном блестящего стиля и виртуозной техники, москвичу и гостю российской столицы далеко идти не надо. С 26 февраля по 9 марта 2021 года в «Открытом клубе» проходит выставка «Наука побеждать! Александр Аземша». Разве могла посвященная книжной иллюстрации программа «Открытого клуба» обойтись без показа работ Александра Аземши?
Но прежде разговора о выставке зададимся парой простых вопросов. Что такое «Открытый клуб»? И почему мы, Прииск, уделяем ему столько внимания, ведь добротных выставочных пространств и проектов на Москве вроде как пруд пруди? Ответы дают социальные сети «Открытого клуба»: «Открытый клуб» - художественная галерея, театр, камерный концертный холл, дегустационный зал, кино – всё это и ещё много событий в небольшом пространстве на Спиридоновке, дом 9/2. «Открытый» - потому, что не предполагает существования закрытых тем и не служит ограниченным интересам сложившегося художественного сообщества, а напротив, позволяет каждому члену сплочённого круга единомышленников становиться создателем такого сообщества, определяя его границы, конфигурацию и политику.» - а «клуб» - потому, что здесь устанавливаются деловые, профессиональные, творческие, связи между новыми, свободными и независимыми от корпоративных обязательств участниками художественных процессов.
Александр Аземша родился 23 октября 1950 года в Ленинграде. В 1975 году окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1977 году в издательстве «Детская литература» вышла первая отдельная книга с иллюстрациями художника «Я буду сражаться: рассказы о Фридрихе Энгельсе» Х. Тальке. В течение десяти лет (1978–1988) был главным художником журнала «Костер». Сотрудничал с журналами «Нева», «Искорка», «Пионер». Оформил и проиллюстрировал более 100 изданий. Награжден Дипломом Всемирной выставки «ЭКСПО-1967» в Монреале. С 1967 года постоянно участвовал во всесоюзных, российских и международных выставках, в том числе в Германии, Канаде, Эстонии. В последние годы Александр Аземша работал над иллюстрациями к записным книжкам А. П. Чехова. В 2011 году в издательстве «Вита Нова» вышел том «Сочинений» Козьмы Пруткова с шестьюдесятью иллюстрациями Александра Аземши. Одним из ключевых проектов стал «Ономастикон „Мертвые души“» по мотивам произведений Н. В. Гоголя. Последней работой, нарисованной за два дня до смерти, стал «Кузнец», которого Коробочка продает Чичикову. Художник успел сделать чуть более 40 персонажей из более чем 200 предполагаемых. Работы художника хранятся в Российской национальной библиотеке, Мемориальном музее-усадьбе И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, в музеях и частных коллекциях России, Австралии, Англии, США, Франции.
Книги, которые «Открытый клуб» показывает в рамках текущей экспозиции, это издания для детей: русские народные сказки, сочинения Самуила Маршака, Владимира Маяковского, «Щелкунчик» и другие. Иллюстрации Аземши (кашалот в морской пучине или теремной дворец со стройными башенками, вокруг которых вьются волшебные птицы) блестяще выполнены стилистически и виртуозны по технике. По словам Андрея Харшака, друга художника, Александр Аземша с большим вниманием и бережностью относился к литературному материалу и всегда вплетал в свои иллюстрации линии вариаций на три любимых им сюжета: Петербург XVIII века, лесная чаща и русская провинция.
Наверно, стоит прислушаться к оценке художника, прозвучавшей в стенах «Открытого клуба»: «В произведения Аземши интересно всматриваться: в них много остроумия и ничем не ограниченного воображения. Стиль художника легко узнаваем: акварель по мокрой бумаге, расплываясь, создаёт композиционное построение листа (тот же приём использовал Май Митурич), а потом линия и пятно, зачастую тёмного тона, участвуют в завершении пространственного решения».
Согласитесь, пространство надо уважать. Как и своё время, наш дорогой читатель.
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: «Открытый клуб», архив Прииска
На иллюстрации: Момент вернисажа выставки А. Аземши, наполнившей блестящим стилем и виртуозной техникой пространство «Открытого клуба»