Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ценятся, так востребованы сегодня произведения старых мастеров? Валантен де Булонь (1591–1632) — не самое громкое имя в плеяде мастеров XVII-го столетия, но без него чего-то будет явно не хватать в феерической картине мира «после Караваджо».
В ранней молодости владеющий ремеслом живописца уроженец Франции, прозванный Ле Валантэн, прибыл в Италию, где уже бурлили «битвы» между противниками и последователями недавно скончавшегося Караваджо. Хотя мало что известно о ранней жизни Ле Валантэна, его, несмотря на дружбу с «антикараваджистом» Николо Пуссеном, называют «одним из самых преданных французских последователей Караваджо». Как и Караваджо, Валантен избегал идеализации, признавая живопись с натуры и выбирая в модели людей «грубого разряда».
Пуссен рекомендовал своего земляка кардиналу Барберини, весьма влиятельному римскому меценату и одному из судей процесса Галилея. Какое-то время де Булонь писал библейские сцены, но стараясь передать свойственный многим популярным религиозным сюжетам ужас, уходя от набившей уже тогда оскому идеализации священных фигур через акцентированный натурализм. Это художнику вполне удавалось. Однако подлинным «коньком» в его творчестве справедливо считают жанровые сцены, персонажи которых искренне веселятся, наслаждаясь в тавернах играми, музыкой и вином. Здесь вполне проявилась его склонность к игре светотени. Стоит ли удивляться, что в Риме де Булонь присоединился к обществу Bentvueghels, («Одного поля ягоды, или Один другого стоит»), объединяющему иностранных художников?..
С 6 сентября 2023 года в Хельсинки на втором этаже Художественного музея Синебрюхова (в рамках популярного ныне в музейном мире формата минивыставки) проходит показ монументального (333х245 см.) полотна Валантена де Булонь «Аллегория Италии» (1628–1629)». Это произведение передано на хранение музею Синебрюхова на время реконструкции виллы Ланте, Финского института в Риме. Минивыставка продлится до 12 января 2025 года.
Текст: Вл. Ган, Helsinki
Иллюстрации: созданный с использованием открытых источников Архив Прииска, Sinebrychoff Art Museum
На иллюстрации: Валантен де Булонь. Аллегория Италии. 1628-1629, х., м., 333х245, Institutum Romanum Finlandiae