Давным давно, ещё до пандемии, в 2018-2019 годах в Нидерландах была представлена серия выставок «Устойчивость искусства/Sustainability Art». Это были выставки про устойчивость цивилизации, разумеется, с точки зрения искусства. Организаторы проекта решили было сделать выставку «Устойчивость искусства» в Москве в 2020 году, поддержало было эту идею руководство Центра творческих индустрий «Фабрика»... Но сегодня, по вполне понятным причинам, «Устойчивость искусства» превратилась в московскую выставку «Стоя на перекрёстке».
Изменилось не только название, но и концепция показа. За что куратор этого проекта Владимир Опара признателен Maarten Bertheux (Амстердам) и своей коллеге Saskia Gras (Гаага). Человечество стоит на перекрёстке перед нелёгким выбором. «Стоя на перекрёстке» предоставила возможность поделиться своим видением путей художникам, кураторам, арт-критикам здесь и сейчас, с 8 мая по 5 июня в дружелюбном пространстве «Фабрики».
Праправнучка Льва Николаевича Толстого московская художница Наталья Толстая ищет ответы на вопросы развития и устойчивости цивилизации в знаках, символах, словах, сохранённых в культуре и дошедших до нас. Наталья, как и её всемирно известный прапрадед, стоит на перекрёстке, и пытается понять пути развития цивилизации. От Льва Толстого и его порой мучительных поисков к Наталье Толстой и её поискам пути сегодня... Художники из Нью-Йорка Ася Додина и Слава Полищук в серии работ и фильме «Что остается» исследуют проблемы внутри и вокруг себя в мусорном хаосе выброшенных бурей, людьми и океаном предметов. Они обнаруживают, что ураган разрушил конструкции из бетона и стали, а небольшие лёгкие предметы остались невредимыми.
Москвичи Владимир и Майя Опара в видеоинсталляции «Очень близко друг к другу» пытаются представить грядущее без государств, в виде островов и мегаполисов. Владимир и Майя видят Голландию, страну, находящуюся под постоянной угрозой затопления, и научившуюся жить с этой постоянной, ежесекундной опасностью, как пример будущего мира... Юлия Винтер из Амстердама осязает будущее через погружение в прошлое, создавая переходы между реальностями. Дагестанец Апанди Магомедов обращается к природным материалам и народным практикам подразумевая возможный отказ от современных технологий, ведущих к катастрофе... Представляющих Нидерланды Еву ван дер Занд и Машу Волкову гипнотизирует экология, изменение климата. Их видео - поэтическое произведение, наполненное тканями, карта, показывающая скрытый облачный мир. Образы вращающихся реальностей! Образы свернутых реальностей!..
Программа выставки включает интервью с художниками, дискусии, кураторские экскурсии, творческие встречи, участие современных писателей. Образно говоря, художники вместе со своими друзьями встанут на многогранном перекрестье, созданным этим амбициозным международным проектом.
Текст: Н.Б., Москва
Иллюстрация: ЦТИ Фабрика, Москва
На иллюстрации: Ася Додина и Слава Полищук. Ловушка. 2012, см. техн., 762х599 мм.