Москва просыпается. Чем не сказочная медведица в берлоге заворочалась, точно тормошит-будит её волшебный голос? Пусть и падает ещё снег… Очнулись от виртуального недобытия экспозиционные площадки российской столицы (вроде бы, всерьёз и надолго). Спешат на встречу своему требовательному зрителю. Так, «Открытый клуб» с 12 февраля 2021 года открывает выставку «Рисунки на столе. Книжная графика Дмитрия Иконникова».
Дмитрий Иконников (1952-2019) известен своими станковыми произведениями. Но «Открытый клуб» покажет художника с неожиданной стороны. Концепция «Рисунков на столе» выстроена вокруг проявления его таланта как мастера книги.
Выпускник художественного института им. В. И. Сурикова Д. Иконников детство провёл на Севере. Наверное, детские впечатления, всполохи полярных сияний, мощь северного пространства наложили своеобразный отпечаток на видение художника. «Для меня высокое искусство - это внутреннее содержание человека, который поет или пишет, - сказал Дмитрий Евгеньевич в одном из интервью. - Насколько он емок, настолько и высоко его искусство. Если человек плоский, как фанера, то его искусство - плоское, не объемное. Оно не отвечает гармонии устройства мира. Чем у человека больше рецепторов, нащупывающих этот мир, тем он интереснее. Рембрандт, Сезанн - у них космический объем».
Созданные в 1990-х годах, иллюстрации Дмитрия Иконникова будут показаны впервые. В них мы встретим того же мастера, но подчинившего свой авторский подчерк настроению и специфике литературного произведения. В экспозицию «Открытого клуба» вошли иллюстрации к повестям и рассказам Василия Шукшина, сказке «Чугунная бабушка» Павла Бажова, русской народной сказке «Не любо — не слушай», а также работы к «Джельсомино в Стране лжецов» Джанни Родари.
Каждая серия иллюстраций Иконникова по-своему уникальна. Герои «Чугунной бабушки»: пластика их движений и моделировка формы создают архаичный, монументальный образ. А фантасмагоричность и лёгкий сюрреализм в иллюстрациях к сказке «Не любо не слушай» отражают вневременной и мрачноватый юмор, характерный для фольклора. В персонажах, созданных для сборника повестей и рассказов, много горькой иронии, без которой не представить литературных произведений Василия Шукшина. С ними эффектно контрастируют образы «Джельсомино в Стране лжецов» - цветные, яркие, с детально проработанными характерными персонажами, острой, хлёсткой графикой. Добрая сказка возвращается в нашу жизнь.
Помимо книжной графики, «Открытый клуб» покажет работы, созданные до 2000-х годов - до периода создания наиболее известных серий «Санкт-Петербург», «Париж», «Жизнь на 9-м этаже» и других. Более ранние работы помогут проследить эволюцию творческого метода художника, глубже понять природу его произведений. Выставка «Рисунки на столе. Книжная графика Дмитрия Иконникова» в «Открытом клубе», что на Спиридоновке, 9 продлится до 23 февраля 2021 г. (с 16:00 до 22:00, выходной день - среда).
Просыпается Белокаменная.
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: «Открытый клуб», Архив Прииска
На иллюстрации: Бывший пират, ставший королём. Иллюстрация Дмитрия Иконникова к сказке Д. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»