Не одними хлебосольными вернисажами известна московская галерея «Эритаж». Её выставки всегда радуют забавными кунстштюками. Вот и открытая 30 марта экспозиция «Новое искусство нового государства» объединила артефакты советского прошлого 1920-30-х гг. Те самые, про плеяду чьих создателей сказал Александр Родченко: «Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему».
В палитре экспозиции и"Дрова", то есть кургузая резная советская мебель...
«Новое искусство…» показывает супрематические и кубистические эксперименты в живописи и графике А.Древина, Н.Удальцова, В.Степанова, А.Родченко, А.Лентулова, Д.Штеренберга, Ю.Анненкова, а также произведения художников в агитационном поле архитектуры, скульптуры, дизайна и ДПИ. «Эритаж» представяет работы крупнейших мастеров Палеха, редкие агитационные плакаты, уникальные предметы фарфора и редчайшие образцы мебели из Дома на Набережной авторства Б.Иофана, мебель советского ар-деко Ивановского Интернационального детского дома для испанских детей №5, мебель детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно», выполненной по проекту архитектора А.Дмитриева.
Великолепны расшитые знамена детских домов...
В палитре экспозиции и "дрова", то есть кургузая резная советская мебель, и занятные технические «кулибинские» новинки типа электрических часов, т.е. работающих с помощью электромагнитов. Великолепны расшитые знамена детских домов и разных школ-интернатов, сделанные по трогательным заказам ОГПУ и потом НКВД. Очаровательны бюстик Н. Ежова, конная скульптурка Ворошилова и агитплакат с Троцким-драконом. Без слез умиления невозможно смотреть на столик из детского дома для испанских ребятишек - на нем маркетри (мозайка из деревянных вставок) на русском и испанском: "Под счастливой звездой".
«Kулибинская» новинка типа электрических часов,
Умиляет и шахматный игральный столик с ножками из ружейных прикладов. Один из перлов дизайна - антенна в виде обода с медальоном Ленина. А еще есть тумбочка-холодильник, его, наверное, удобно было держать в кабинете, чтобы подчиненные не догадывались о хранящейся там у начальства холодной водочке. Один из перлов дизайна - антенна в виде обода с медальоном Ленина. Замечательный плакат указывает, как ледокол "Красин" добрался до Чукотки, пройдя Панамским каналом в Тихий океан.
Умиляет и шахматный игральный столик с ножками из ружейных прикладов.
Перед зрителем предстают «модели желаемого будущего», спроектированные и выстроенные ведущими художниками первых советских десятилетий: дизайн, архитектура, живопись и графика, плакаты, декоративно-прикладное искусство, фотография, кино и театр… занавес Большого театра по эскизу Ф.Федоровского, который первым в истории Большого театра являлся раздвижным. Будучи главным художником БТ, Федоровский в начале 1930-х работал над эскизами нового занавеса на тему годовщины революции. На нем также были вытканы даты: 1871 – год Парижской коммуны, 1905 – год первой русской революции и 1917 – год Великой Октябрьской революции, а также лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Занавес был установлен в 1937 году.
Очаровательны бюстик Н. Ежова.
1920-е годы – это то время, когда русское искусство переживало период своего расцвета. Революция дала искусству новый импульс. Выставка точно задает вопрос, что же такое Великая Октябрьская революция для русского искусства? Что привнесла и открыла, а что безвозвратно разрушила и отняла?.. Но тема эта куда глубже одного (пусть и весьма достойного во всех смыслах) проекта.
"Под счастливой звездой": столик из детского дома для испанских ребятишек.
Б.М. (текст и фото)
На иллюстрации: Дени Долгоруков. Как ледокол "Красин" добрался до Чукотки, пройдя Панамским каналом в Тихий океан (1930-е гг. плакат).
P.S. Выставка «Новое искусство нового государства» продлится до 29 мая 2017 г. Куратор проекта Кристина Краснянская, дизайнер Ада Карбатова. В проекте приняли участие Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина и Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.