Легко ли в наши дни встретить в Москве настоящее волшебство? (Чудес тут, конечно, хватает, но каких-то, как говаривала кэролловская Алиса, «чудесатых», рукотворных. А откуда растут эти руки да у каких волшебников - рассуждать здесь не место.) Однако, при желании встреча с волшебством - и весьма экзотическим волшебством - вполне возможна: например, на выставке Музея Востока «В поисках волшебства. Художественная керамика Индии XIX-XX веков».
Выставка открыта для зрителя с 16 сентября. На ней экспонируются уникальные образцы индийской керамики XIX-XX веков, всего - около 50 предметов из коллекции Музея Востока. Большая часть изделий выставляется впервые. Коллекция Музея Востока, несмотря на свой небольшой объем, является исключительной в своем роде, так как это единственное в России подобное собрание.
Индийская расписная керамика - редкое, но очень интересное с художественной и с технической точек зрения явление. Керамика с подглазурной росписью – не характерное для Индии ремесло (индусы традиционно пользовались посудой из необожженной красной глины). Оно появляется здесь с приходом мусульманских мастеров. И прижилось. Исламские умельцы сначала стали украшать мечети и усыпальницы красочными поливными изразцами, а затем и делать нарядную, необычную для Индии посуду. Со временем сложились несколько художественных центров, продукция каждого из которых легко узнаваема. Делийская керамика имитирует в красной глине дорогой импортный китайский фарфор, Джайпурская школа подражает веджвудскому, а мастера Бомбейской школы искусств нашли свой уникальный путь, творчески переработав местные традиции для европейского рынка.
К выставке, которая продлится до 25 октября, подготовлен каталог – «Художественная керамика Индии в собрании музея Востока». Кураторы проекта: Евгения Карлова, Екатерина Шинкарева.
Текст: Н. Б., Москва
Иллюстрации: Государственный Музей Востока
На иллюстрации: Шри Ганеша на индийской вазе