В ноябре 2018 года «русская неделя» больших аукционов Лондона не порадовала скептиков и не огорчила оптимистов. И торги Sotheby`s, которые обновили ценовой рекорд Константина Маковского, и резюме торгов Christie`s с констатацией факта общей выручки свыше £7 млн только подтвердили общее направление вектора русского сегмента художественного рынка. Господа состоятельные собиратели по-прежнему очарованы дыханием культуры императорской России.
Константин Маковский. Игра в жмурки. (1890-е гг., эстимейт Sotheby`s £2–3 млн, продано за £4.3 млн).
Наиболее внушителен (на общем фоне, разумеется) финансовый результат Sotheby`s: £23 млн, из них живопись - £13,4 млн. Двухметровый холст Константина Маковского «Игра в жмурки» (1890-е гг.) изначально считался фаворитом, имея максимальный на «русской неделе» эстимейт £2–3 млн. Эксперты Sotheby`s не промахнулись. Сочный рассказ о домашней забаве на женской половине боярского терема времён то ли батюшки Петра Великого Алексея Михайловича, то ли первых лет Бориса Годунова вызвал нешуточную борьбу и в конце концов был продан за £4.3 млн.
Портрет цесаревича Александра Николаевича в форме Лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка (с Франца Крюгера).
«Русские» продажи Bonhams принесли около £2 млн, MacDougall’s, набрал $8,1 млн. Эти аукционные дома не устраивали предаукционные показы в Москве, но топ-лотами, по ряду суждений, не уступали ни Sotheby`s, ни Christie’s, на чьём счету, кстати, £7,1 млн. Аукцион MacDougall’s явно запомнится полотном Петра Кончаловского «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский» (1918), проданное в рамках эстимейта (£1,5–2 млн) за £1.6 млн, на котором за бильярдным столом «Метрополя» (в 1918 году бывшего Вторым домом Советов, где обитала элита большевиков) изображены респектабельно до буржуазности одетые Лентулов и Кончаловский. Любопытно, что лет 10 тому назад эта работа упоминалась в публикациях о московском Фонде Екатерина семьи Семенихиных…
С молотка аукциониста Christie’s уходят императорские вазы (фотография Christie’s).
Подводя итоги своего аукциона, собравшего 250 любителей русского искусства из 29 стран, специалисты Christie’s отметили, что особым спросом пользовались произведения, относящиеся к истории России XIX века. С молотка, изрядно превышая эстимейты, ушли императорские фарфоровые вазы эпохи Николая I и портреты молодого цесаревича Александра Николаевича по мотивам работ Доу и Крюгера c императорским провенансом (ушли с торгов за суммы £100 тыс. и £152 500 соответственно). Венецианский пейзаж кисти Ивана Айвазовского благодаря активным ставкам был продан более чем за £608 тыс., превысив предварительную оценку. Но рекорды на Christie’s установили работы Александры Щекотихиной-Потоцкой (1892-1967) – «Танцовщица» на бумаге ушла за £56 250, а её советская тарелка «Гармонист» производства, как указывает Christie’s, Императорского фарфорового завода была продана за £150 тыс. Последнее звучит столь же забавно, сколь и назидательно. Примета времени.
М. Б. (текст).
аукционные дома Sotheby`s. MacDougall’s, Christie’s, архив Прииска (иллюстрации)
На иллюстрации: Петр Кончаловский. Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский. (1918. Эстимейт £1,5–2 млн. Фото: MacDougall’s).