Издревле зима – любимое время года русского человека. Помните, зима, крестьянин торжествуя и так далее. Торжествуют по зиме ныне не только и не столько потихоньку сходящие на нет пейзане, но повсеместно возрастающие в поголовье продавцы. Продавцы искусства (несмотря на всю специфичность избранной стези) отнюдь не исключение. Московская галерея ARTSTORY со 2 декабря по 31 января года грядущего готовится представить групповой выставочный проект «Что происходит на свете? А просто зима».
Как явствует из названия, проект посвящён наступающей зиме, Рождеству, Новому году, опять Рождеству и снова Новому году. То есть особому настроению, которое несмотря ни на что, всегда появляется при смене одного года другим. Эпиграфом к выставке галерея избрала проникновенные строки поэта Юрия Левитанского: – Что происходит на свете? – А просто зима. – Просто зима, полагаете вы? – Полагаю. … – Что же за всем этим будет? – А будет январь. – Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю.
Для «…просто зима» выбран необычный формат: «Со 2 декабря 2020 г. работы можно будет посмотреть в индивидуальном порядке, а многие – даже приобрести. Также планируется проводить онлайн-экскурсии по залам экспозиции, - сообщает пресс-релиз. - А в январе 2021 г. – когда, надеемся, будут сняты ограничения властей в связи с пандемией, – будут проведены офлайн-встречи с художниками-участниками выставки».
Экспозицию составят работы более 30 художников. Среди участников (а всего в пространстве галереи будут показаны работы свыше 30 художников!)Семён Агроскин, Мария Арендт, Константин Батынков, Евгения Буравлёва, Ринат Волигамси, Александр Дашевский, Андрей Карпов, Борис Матросов, Дамир Муратов, Аркадий Насонов, Егор Плотников, Фёдор Савинцев, Александр Савко, Юлия Сопина, , Катя-Анна Тагути, Елена Фокина, Наталья Шалина, Александр Шевченко...
Проект курировали Люсинэ Петросян и Михаил Опенгейм, люди, кому было интересно проследить, как изображаются зимние сюжеты в работах современников, посмотреть, как образ зимы меняется вместе с самоидентификацией человека. В экспозиции обещана встреча с «забронзовевшим» снеговиком Леонида Тишкова, оммажем Брейгелю Старшему Андрея Карпова, ретрофотореалистическими «фирменными» плодами Рината Волигамси, что перекликаются с ностальгическими образами Ильи Гапонова. Интересными показались кураторам работы бывших участников крупных арт-объединений: узнаваемые «Лыжники» от Константина Батынкова (московские «Митьки») и ироничный одинокий стул в сугробе рядом с ёлкой от Бориса Матросова («Чемпионы мира»). Примером иной, созерцательной тональности выступят безлюдные пейзажи Егора Плотникова, Евгении Буравлёвой и Семёна Агроскина.
У себя в Старопименовском переулке, 14 галерея ARTSTORY задалась вопросом, что и как художники считают важным изобразить в зимнем сюжете? Важна ли «климатическая» составляющая, пейзаж, или же на первое место выходит городской мотив, зимний атрибут в неожиданной коннотации? Или зима сейчас уже не такая универсальная и архетипическая, стала теплее и в климатическом, и в психологическом смысле? На первом плане личные ассоциации?.. Вопросов, наверное, больше, чем ответов. В искусстве по-другому нельзя.
Однако поэт Левитанский подсказывает окончательный, единственной возможный ответ-резюме: - Чем же все это окончится? - Будет апрель. - Будет апрель, вы уверены? - Да, я уверен.
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: галерея ARTSTORY
На иллюстрации: К. Батынков. Стадо. 2018