Бывают события, чья значимость обратна календарной логике. Их подлинный масштаб проявляется со временем. Выставка «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры», прошедшая с 27 октября по 22 ноября прошлого года в стенах Государственного музея народов Востока (Москва), из их числа. Триптих легендарного русского художника («Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск») впервые воссоединился в России, точно сам выбрал и место и время. Впрочем, как говорил сам Николай Рерих, картины вольны быть там, где пожелают.
Urbi et orbi. Открытие выставки.
О некоторых итогах состоявшейся выставки, об открывающихся в свете начавшегося строительства государственного музея Рерихов перспективах и о, увы, неизбежных трудностях в эксклюзивном интервью «Прииску» рассказывает Тигран Константинович Мкртычев, Куратор выставки «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры», заместитель по научной работе директора Государственного музея народов Востока.
Фрагмент картины Н.Рериха «Святой Сергий» (ГТГ, Москва)
- Изменилось ли количество посетителей Музея в связи с этим проектом? (если, конечно, ведется подобная статистика).
- К сожалению, у нас нет специальной статистики посещения выставок - в музее существует единый билет, который позволяет посетить и постоянную экспозицию и выставку. Однако, совершенно очевидно, что во время проекта в зале, где был выставлен триптих всегда были люди. Зал, где выставлялся триптих - достаточно камерный, и в нём стояли банкетки: на них всегда сидели люди, пришедшие посмотреть на одну из самых знаменитых работ Николая Рериха, которую до сих пор - не считая самого художника и его близких - никто не видел. Так что посетителей стало заметно больше.
Фрагмент картины Н.Рериха «Святой Сергий» (ГТГ, Москва).
- В кулуарах пресс-показа звучали замечания о некоторых трудностях, при растаможивании нью-йоркских картин. Повторились ли они при возвращении картин в США?
- Мне не хотелось бы сгущать краски - некоторые трудности были связаны, прежде всего с тем, что страховая оценка картин была высокая и в настоящее время наша таможенная служба обращает особенное внимание на работы Николая Рериха - как на и ввоз, так и на их вывоз с территории РФ.
Фрагмент картины Н.Рериха «Мадонна Орифламма» (РМ, Нью-Йорк).
- Какие неожиданности принес этот проект? или всё прошло в штатно?
- Неожиданностей, о которых можно было говорить, как о фатальных - не было. Однако были определённые сложности у компании, которая осуществляла проект - за время получения нами спонсорской помощи и реализацией проекта курс рубля существенно снизился, а значительные расходы были на территории США. Это что касается технической стороны проекта. Всё остальное было - слава Богу - в штатном формате.
Фрагмент картины Н.Рериха «Мадонна Орифламма» (РМ, Нью-Йорк).
- Можно ли рассматривать эту выставку в контексте создания единого Рериховского музея в России?
- Идея создания единого рериховского музея - очень интересная, но необыкновенно сложно реализуемая. Конечно, когда в рериховских кругах начинают говорить об этом - прежде всего вспоминаю вечный спор между Музеем Востока и МЦР. Совсем недавно государство передало нашему музею в оперативное управление усадьбу Лопухиных, где до сего момента располагается музей Николая Рериха, созданный МЦР. Усадьба является собственностью государства и государство решило передать его другому управляющему лицу. В этой связи наш музей ведёт переговоры с МЦР о возможности сотрудничества и взаимодействия. К сожалению, пока наши предложения не находят отклик у руководства МЦР. Наш музей упрекают в том, что мы хотим разрушить общественный музей. Скажу откровенно, это не совсем так. Наша задача сделать на этом месте нормальный государственный музей Рерихов. Когда я говорю государственный, это означает, что наследие, которое передал Святослав Рерих будет передано в государственную часть музейного фонда РФ, а не будет числиться за МЦР - общественной организацией, в которой около 70 (семидесяти) членов. Это цифра взята из ответа А.В. Стеценко на вопрос. Когда я говорю нормальный музей, это предполагает другую, нежели чем сейчас, экспозицию. Опять же на протяжении нескольких лет в музее Николая Рериха в МЦР наблюдалось существенное падение количества посетителей. Конечно, можно говорить об общем кризисе культуры и уменьшении количества посетителей в российских музеях (Эрмитаж - не в счёт). Однако, судя по позиции руководства МЦР, никаких действий по привлечению посетителей не делалось и не планируется делать. Повторяется как некое заклинание - эту экспозицию сделала Л.В.Шапошникова, и мы ничего менять не будем. И никакие доводы, что ЛВШ была индологом, но никак не музейщиком, что это было уже точно не вчера, а музейные технологии на месте не стоят, и пр. - увы, не работают.
А рериховское наследие требует высококлассных дизайнеров, новой концепции экспонирования, большей открытости в работе. Предстоит очень большая работа. Во-первых, переговорный процесс. Во-вторых, тщательная проработка концепции нового музея. В-третьих, реализации этой концепции. Однако только в результате этого может появиться новый рериховский музей - музей в том смысле, который в него вкладывал Н.К. Рерих. Хочется особо подчеркнуть, что новый музей не собирается ни у кого ничего отбирать.
Н.Рерих. «Мадонна Орифламма» (1932 г., х., темпера. РМ, Нью-Йорк)
- Что нового привнес в Вашу работу этот международный междумузейный проект?
- Как мне уже доводилось говорить, что сам проект и его реализация наглядно показали возможность взаимодействовать с разными организациями, находящимися в разных государствах. Наличие красивой, хорошей идеи - является первой ступенькой для работы. Дальше считается бюджет, сверяются сроки и прочее. Поэтому сейчас мы ощущаем некую гордость, что выступили инициаторами собрания триптиха вместе.
Уверен, что впереди у нас ещё много интересных международных проектов, связанных с наследием Рерихов.
В зеркале времени. На открытии выставки.
Текст и фото - Олег Серебряков.
На иллюстрации: Т.К.Мкртычев на открытии выставки «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры». 26 октября 201 5 г.