Аукционы искусства непредсказуемы. Эти перекрёстки финансовых, культурологических, искусствоведческих и собирательских интересов, помноженных на азарт участников торгов, всегда способны преподнести сюрпризы. При всей своей похвальной традиционности, при характерном, как принято теперь говорить, скрепоносном подходе к подбору лотов торги московского аукционного дома «Совком» привлекают поклонников самых разных изводов русского искусства. И чреваты неожиданностями. Вряд ли станет исключением аукцион № 170, который состоится в 19:00 (время, разумеется, московское) 22 февраля 2022 г.
Ожидается, что на торги выставят 158 лотов («приём значимых художественных и графических произведений и предметов декоративно-прикладного искусства» завершился на днях). Среди предложений преобладают работы от конца XIX-го столетия до второй половины века ХХ-го в ценовом диапазоне от нескольких тысяч до миллионов рублей. Но предсказуемо доминируют живопись и графика поры расцвета социалистического реализма. Как иногда шутят, по ассортименту «Совкома» можно изучать историю становления и развития Союза художников СССР.
Однако, каждый из аукционов может гордиться добротными инкрустациями «неофициальной» ипостаси нашего изобразительного искусства второй половины минувшего столетия. Предстоящие торги - аппетитной графикой Михаила Шемякина и не менее привлекательным натюрмортом Дмитрия Краснопевцева. Участник «Лианозовской группы» Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995 гг.) в 1949-1955 гг. учился в МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1976 года состоял в «приюте неформалов» - Московском объединённом комитете художников-графиков, в 1982 году вступил в союзный СХ. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и значимых частных коллекциях России, США и Европы. Картина Д. Краснопевцева 1973 года «Натюрморт с цветочными горшками» выступит финальным, 158-ым лотом с достойным этого художника эстимейтом ₽8-15 млн.
Частого участника аукционов «Совкома» Зураба Константиновича Церетели, уверен, нашему читателю пространно представлять не надо. Народный художник СССР, Действительный член АХ СССР, Заслуженный художник Грузинской ССР, Президент Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии З. Церетели (1934) очень даже не новичок на художественном рынке российской столицы. На «Совкоме» ранее покупателям предлагались и его эмали на металле (в том числе «Георгий Победоносец» на "Рождественском аукционе" 2009 года с эстимейтом ₽200-250 тыс.), и холсты (на прошлогоднем сентябрьском аукционе «Цветы на синем фоне» с эстимейтом ₽450-900 тыс.). Весёлая, полная оптимизма гуашь 2006 «Собаки» с эстимейтом ₽75-150 тыс. без сомнения украсит предложения аукциона №170.
14-ый лот, картина «Диковинка» Николая Карловича Грандковского – произведение из совсем другого, с неторопливой поступью, времени, дитя, говоря образно, «века девятнадцатого, железного». Русский художник, отнесённый искусствоведами к мастерам «второго, подражательного плана», Николай Карлович Грандковский (1864-1907 гг.) с 1880 по 1888 гг. учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, участник ТПХВ. До 1897 г. жил в Москве. После и до самой смерти - в Пензе, где преподавал в местном художественном училище и Пензенской духовной семинарии. Работы Грандковского хранятся в ГТГ, а также в региональных музеях России. Его картон «В ожидании поезда. Вербное воскресенье» выставлялся на торгах «Совкома» "Русское и западноевропейское искусство XIX-XX веков" в октябре 2007 с эстимейтом ₽460 – 500 тыс. Выставляемая на продажу 22 февраля 2022 года «Диковинка» с оценкой ₽300-600 тыс. уже участвовала в торгах "Русское и Западноевропейское искусство" в марте 2010 года с эстимейтом ₽150-300 тыс.
Традиции, как видим, «Совком» ломать не намерен, хотя не чужд экономическим веяниям склонной к волатильности современности. И уверенности в востребованности своих предложений московским аукционистам не занимать.
Текст: М. Богуславский, Москва
Иллюстрации: аукционный дом «Совком»
На иллюстрации: Николай Карлович Грандковский (1864-1907 гг.). Диковинка. Холст, масло. 34,5х22,5. Подпись внизу слева. Эстимейт ₽300-600 тыс.