Скрепоносно, консервативно, востребовано

Аукционы искусства непредсказуемы. Эти перекрёстки финансовых, культурологических, искусствоведческих и собирательских интересов, помноженных на азарт участников торгов, всегда способны преподнести сюрпризы. При всей своей похвальной традиционности, при характерном, как принято теперь говорить, скрепоносном подходе к подбору лотов торги московского аукционного дома «Совком» привлекают поклонников самых разных изводов русского искусства. И чреваты неожиданностями. Вряд ли станет исключением аукцион № 170, который состоится в 19:00 (время, разумеется, московское) 22 февраля 2022 г.

Ожидается, что на торги выставят 158 лотов («приём значимых художественных и графических произведений и предметов декоративно-прикладного искусства» завершился на днях). Среди предложений преобладают работы от конца XIX-го столетия до второй половины века ХХ-го в ценовом диапазоне от нескольких тысяч до миллионов рублей. Но предсказуемо доминируют живопись и графика поры расцвета социалистического реализма. Как иногда шутят, по ассортименту «Совкома» можно изучать историю становления и развития Союза художников СССР.

Д.М. Краснопевцев. Натюрморт с цветочными горшками. 1973 г. Оргалит, масло. 56х44

Однако, каждый из аукционов может гордиться добротными инкрустациями «неофициальной» ипостаси нашего изобразительного искусства второй половины минувшего столетия. Предстоящие торги - аппетитной графикой Михаила Шемякина и не менее привлекательным натюрмортом Дмитрия Краснопевцева. Участник «Лианозовской группы» Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995 гг.) в 1949-1955 гг. учился в МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1976 года состоял в «приюте неформалов» - Московском объединённом комитете художников-графиков, в 1982 году вступил в союзный СХ. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и значимых частных коллекциях России, США и Европы.  Картина Д. Краснопевцева 1973 года «Натюрморт с цветочными горшками» выступит финальным, 158-ым лотом с достойным этого художника эстимейтом ₽8-15 млн.

Зураб Церетели. Собаки. 2006 г. Бумага, гуашь. 34х24 (подпись и дата по нижнему краю)

Частого участника аукционов «Совкома» Зураба Константиновича Церетели, уверен, нашему читателю пространно представлять не надо. Народный художник СССР, Действительный член АХ СССР, Заслуженный художник Грузинской ССР, Президент Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии З. Церетели (1934) очень даже не новичок на художественном рынке российской столицы. На «Совкоме» ранее покупателям предлагались и его эмали на металле (в том числе «Георгий Победоносец» на "Рождественском аукционе" 2009 года с эстимейтом ₽200-250 тыс.), и холсты (на прошлогоднем сентябрьском аукционе «Цветы на синем фоне» с эстимейтом ₽450-900 тыс.). Весёлая, полная оптимизма гуашь 2006 «Собаки» с эстимейтом ₽75-150 тыс. без сомнения украсит предложения аукциона №170.

14-ый лот, картина «Диковинка» Николая Карловича Грандковского – произведение из совсем другого, с неторопливой поступью, времени, дитя, говоря образно, «века девятнадцатого, железного». Русский художник, отнесённый искусствоведами к мастерам «второго, подражательного плана», Николай Карлович Грандковский (1864-1907 гг.) с 1880 по 1888 гг. учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, участник ТПХВ. До 1897 г. жил в Москве. После и до самой смерти - в Пензе, где преподавал в местном художественном училище и Пензенской духовной семинарии. Работы Грандковского хранятся в ГТГ, а также в региональных музеях России. Его картон «В ожидании поезда. Вербное воскресенье» выставлялся на торгах «Совкома» "Русское и западноевропейское искусство XIX-XX веков" в октябре 2007 с эстимейтом ₽460 – 500 тыс. Выставляемая на продажу 22 февраля 2022 года «Диковинка» с оценкой ₽300-600 тыс. уже участвовала в торгах "Русское и Западноевропейское искусство" в марте 2010 года с эстимейтом ₽150-300 тыс.

Традиции, как видим, «Совком» ломать не намерен, хотя не чужд экономическим веяниям склонной к волатильности современности. И уверенности в востребованности своих предложений московским аукционистам не занимать.

Текст: М. Богуславский, Москва

Иллюстрации: аукционный дом «Совком»

На иллюстрации: Николай Карлович Грандковский (1864-1907 гг.). Диковинка. Холст, масло. 34,5х22,5. Подпись внизу слева. Эстимейт ₽300-600 тыс.

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее