3 ноября всяк желающий, будучи в Москве, мог почувствовать себя натуральным Али-Бабой. В Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке Sotheby’s представил десятки шедевров мирового искусства. Чем не сказочная пещера сокровищ?! Пусть и не в помещениях Российской академии художеств (как настаивают сами сотбисники), но в не менее престижном соседнем дому.
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный как Сандро Боттичелли и мастерская (Флоренция 1445-1510). Мадонна с младенцем на троне в окружении ангела и святого Ионанна Крестителя (Дерево, темпера, диаметр 86.3, эстимейт £600-800 тыс. Живопись старых мастеров, Вечерний аукцион Sotheby’s, 25.01.2017, Нью-Йорк).
Александр Дейнека (1899-1969). В Донбассе (1954, х., м., 80.5х91. Эстимейт £350-550 тыс. Аукцион Sotheby’s Русское искусство, 29.11.2016, Лондон).
В зал Старых мастеров попал Дейнека. Почему? Вероятно, голые мальчики кому-то показались как-то связанными с античностью? По сегодняшнему дню у такой картины надо выставлять караул – неровен час подойдёт оскорбленный фундаменталист да обольёт в лучшем случае чернилами... А цена у мальчиков Дейнеки приличная - по эстимейту £350-550 тыс.
Александр Родченко (1891-1956). Конструкция №95. (1919, х., м. 65х40. Эстимейт £2.5-3.5 млн. Аукцион Sotheby’s Русское искусство, 29.11.2016, Лондон).
В зале западного и российского авангарда, и модернизма Sotheby’s представил «Конструкцию №95» Родченко (эстимейт £2.5-3.5 млн). По словам организаторов выставки, такого Родченко они не выставляли со времен легендарного «Московского Sotheby’s», т.е. с 1988 г.
Илья Чашник (1902-1929). Седьмое измерение. Супрематический рельеф. (Начало 1920-х, красная и черная тушь, дерево, бумага, картон, стекло. 26х22.5х1.5. Эстимейт £100-150 тыс. Аукцион Sotheby’s Русское искусство, 29.11.2016, Лондон).
...африканская скульптура из коллекции графини де Витт (продажа в Париже 14 декабря).
Неплох экспонируемый Чашник. Ну, и очень хороша композиция Владисира Стенберга (1920) с эстимейтом £800 тыс.-1, 2 млн. Пораскиданные то тут то там африканские скульптурки из коллекции графини де Витт (продажа в Париже 14 декабря) весьма подходят к модернизму, что и понятно.
Мастерская Джорджа Доу (1781-1829). Портрет великого князя Николая Павловича, будущего императора Всероссийского Николая I. (Вторая половина 1820-х, х., м., 80х65.5. Эстимейт £40-50 тыс. Аукцион Sotheby’s Русское искусство, 29.11.2016, Лондон).
Но вот зал русского искусства начат плохо: халтурный портрет великого князя Николая Павловича Джорджа Доу. Доу и так был многостаночник-халтурщик, а тут, видно, ему ещё «помогали» подмастерья.
Фрагмент работы Ивана Айвазовского (1817-1900) «Берег Ялты». (1851, х., м. Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Sotheby’s Русское искусство, 29.11.2016, Лондон).
Занятен ранний Айвазовский (1850-е гг.) с видом Ялты. А может, это и не Ялта (Айвазовский, бывало, придумывал виды). Курьез ещё в том, что Айвазовский поставил подпись прямо на корме парусника. Любил пошутить… Рядом икона с окладом от Фаберже (из монарших запасов?).
Икона с окладом от Фаберже.
Иван Чуйков (1935). Окно №1. (1967, дерево на картоне, масло. 73х59х5.5. Эстимейт £25-35 тыс. Аукцион Sotheby’s Русское искусство, 29.11.2016, Лондон).
Нон-конформисты представлены произведениями из знаменитой коллекции Якова и Кенды Бар-Гера (Кёльн), начавших своё собрание с 60-х гг., пользуясь буквально любыми оказиями (знакомые, побывавшие в СССР, друзья-туристы), а закончили в 90-е. Только в 1988 Яков Бар-Гера впервые попал в Москву.
Организаторы ноябрьского показа заражают оптимизмом.
Если резюмировать наш скромный фоторепортаж, оптимизм Sotheby’s, доставившего в Москву сказочные сокровища, заразителен. И бытующие разговоры про «денег нет» в общем-то весьма условны.
М.Б. (текст и фото)
На иллюстрации: Огюст Роден (1840-1917). Мыслитель, уменьшенная копия. Подписана A.Rodin и снабжена клеймом мастерской Alexis Rudier Fondeur Paris; подписана A.Rodin на дне базы скульптуры. (1920-30, бронза. Высота 37.6. Эстимейт 800-1 млн. Аукцион Sotheby’s Искусство импрессионистов и модернистов, 31.01.2017, Лондон).