3 ноября всяк желающий, будучи в Москве, мог почувствовать себя натуральным Али-Бабой. В Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке Sotheby’s представил десятки шедевров мирового искусства. Чем не сказочная пещера сокровищ?! Пусть и не в помещениях Российской академии художеств (как настаивают сами сотбисники), но в не менее престижном соседнем дому.
В зал Старых мастеров попал Дейнека. Почему? Вероятно, голые мальчики кому-то показались как-то связанными с античностью? По сегодняшнему дню у такой картины надо выставлять караул – неровен час подойдёт оскорбленный фундаменталист да обольёт в лучшем случае чернилами... А цена у мальчиков Дейнеки приличная - по эстимейту £350-550 тыс.
В зале западного и российского авангарда, и модернизма Sotheby’s представил «Конструкцию №95» Родченко (эстимейт £2.5-3.5 млн). По словам организаторов выставки, такого Родченко они не выставляли со времен легендарного «Московского Sotheby’s», т.е. с 1988 г.
Неплох экспонируемый Чашник. Ну, и очень хороша композиция Владисира Стенберга (1920) с эстимейтом £800 тыс.-1, 2 млн. Пораскиданные то тут то там африканские скульптурки из коллекции графини де Витт (продажа в Париже 14 декабря) весьма подходят к модернизму, что и понятно.
Но вот зал русского искусства начат плохо: халтурный портрет великого князя Николая Павловича Джорджа Доу. Доу и так был многостаночник-халтурщик, а тут, видно, ему ещё «помогали» подмастерья.
Занятен ранний Айвазовский (1850-е гг.) с видом Ялты. А может, это и не Ялта (Айвазовский, бывало, придумывал виды). Курьез ещё в том, что Айвазовский поставил подпись прямо на корме парусника. Любил пошутить… Рядом икона с окладом от Фаберже (из монарших запасов?).
Нон-конформисты представлены произведениями из знаменитой коллекции Якова и Кенды Бар-Гера (Кёльн), начавших своё собрание с 60-х гг., пользуясь буквально любыми оказиями (знакомые, побывавшие в СССР, друзья-туристы), а закончили в 90-е. Только в 1988 Яков Бар-Гера впервые попал в Москву.
Если резюмировать наш скромный фоторепортаж, оптимизм Sotheby’s, доставившего в Москву сказочные сокровища, заразителен. И бытующие разговоры про «денег нет» в общем-то весьма условны.
М.Б. (текст и фото)
На иллюстрации: Огюст Роден (1840-1917). Мыслитель, уменьшенная копия. Подписана A.Rodin и снабжена клеймом мастерской Alexis Rudier Fondeur Paris; подписана A.Rodin на дне базы скульптуры. (1920-30, бронза. Высота 37.6. Эстимейт 800-1 млн. Аукцион Sotheby’s Искусство импрессионистов и модернистов, 31.01.2017, Лондон).