Кто, как не профессионал, способен приоткрыть дверь в кухню своего коллеги, наглядно и доходчиво объяснить аудитории в чем суть его эстетики (да и этики тоже). В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декоративного искусства его не только коллега, но и земляк - известный московский архитектор Юрий Аввакумов. Оба они родом из Молдавии: первый из Кишинева, второй – из Тирасполя.
Как явствует из заголовка - "Сочинилъ архитекторъ Щусевъ", в котором навязчиво присутствует «Ъ», речь идет о дореволюционном творчестве Щусева, хотя один объект все же перескочил на выставку из начала 1920-х годов. Но поскольку он относится с некоторыми оговорками к сакральной архитектуре (а это обертон всей экспозиции), то его присутствие вполне уместно. Однако об этом чуть позже (или, если угодно, ниже).
![Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 1 Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 1](http://priisk.org/wp-content/uploads/2023/10/SergiiR-oborotnaya.jpg)
Алексей Викторович был замечательным стилистом, что не надо путать со стилизатором. В начале XX века он на основе древней псково-новгородской архитектуры сочинил неорусский стиль (его опять же не надо путать с псевдорусским, который был популярен у нас в последней четверти XIX столетия). В 1900-е и 1910-е годы в России после того, как прекратились преследования старообрядцев, появилась оригинально обновленная архитектура адептов старой веры. На эти круги работали такие талантливые архитекторы, как Бондаренко, Горностаев и др.
Щусев же обслуживал в основном высокопоставленных заказчиков – как православную церковь, так и правившую элиту. Так, например, проект Марфо-Мариинской обители на Ордынке был ему заказан великой княгиней Елизаветой Федоровной. Храм-памятник Святому Сергею Радонежскому на Куликовом поле, Русское подворье и храм Святого Николая в итальянском Бари – все это тоже престижные заказы.
![Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 2 Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 2](http://priisk.org/wp-content/uploads/2023/10/nick-bari.jpg)
Впрочем, на нынешней выставке речь идет не о заказах, а о форме, о формотворчестве (о чем же еще должен говорить куратор-архитектор?).
![Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 3 Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 3](http://priisk.org/wp-content/uploads/2023/10/marfo-m.jpg)
Юрий Аввакумов как пытливый исследователь архитектуры (на его счету множество выставочных проектов, в том числе и на Венецианской архитектурной биеннале), как кажется, нашел интересный подход к творчеству своего именитого земляка. Как известно, герой нынешней выставки был изменчив, было три непохожих друг на друга Щусевых: 1) дореволюционный, в основном «церковный»; 2) советский, конструктивистский и 3) периода «сталинского ампира».
Аввакумов попытался откопать в «церковном» Щусеве корни, которые позже, в 1920-е годы, пустились в его советском модернизме. Пользуясь 3D-технологией, он вывернул наизнанку интерьеры храмов, причем росписи оказались снаружи, а врезанные в стену оконные проемы стали, наоборот, выступать в виде эдаких кронштейнов или уступов. Получившиеся в итоге макеты церквей должны, по словам куратора, походить на некую космическую архитектуру. Хотя, на наш взгляд, в них очень много земного.
Что до наружных фресок, то такое обыкновение украшать уличные фасады церквей было принято в Молдавии и Румынии (à propos, вспомним о происхождении именинника выставки и ее куратора). Сами же причудливые формы «вывернутой архитектуры» (чуть не обмолвился: вывихнутой) напоминают об опытах немецкого архитектора-экспрессиониста Эриха Мендельсона, который, кстати, успел поработать в тогда недавно возникшем СССР.
![Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 4 Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь 4](http://priisk.org/wp-content/uploads/2023/10/Mavz-ris.jpg)
Идея выставки, признаемся, остроумная. Сам экспозиционный ход с «вывернутостью» визуализирует старую французскую поговорку: «он умеет выворачивать куртку наизнанку». Это как раз касается Алексея Щусева, архитектора о трех ипостасях или о трех масках. А он-то мог ее услышать в парижской академии Жюлиана, где он некогда учился рисунку.
Текст: Михаил Боде (Москва)
Иллюстрации: Михаил Боде
На иллюстрации: Нескучный и неожиданный взгляд Юрия Аввакумова на Мавзолей в масштабе 1:43
P.S. Чуть не забыл сказать о произведении Щусева, перескочившим на выставку из начала 1920-х годов. Понятно, что речь идет о Мавзолее Ленина. Он здесь уместен, поскольку ставит завершающую точку в сакральной и даже погребальной серии работ архитектора, который ее начал с надгробий русской элите, т.е. еще до революции. И вот финал – мавзолей-зиккурат, по поводу которого сломано столько искусствоведческих копий. А ведь с другой стороны, это сооружение походит на крематорий, который так полюбили проектировать советские зодчие с начала 1920-х годов. Правда, его первый и последний насельник до сих пор не дождется, когда его предадут земле.