Вместо колобка получился эдакий художественный биг мак с довольно пережаренной котлетой (это антиквариат), ломтиком отечественного сыра (ювелирное искусство только российских фирм), листиком салата (много «зеленого» искусства, но не в смысле молодого, а просто недозрелого по замыслу и качеству). И конечно был майонез (и тоже отечественный) – сопровождающие ярмарку нон-профитные, специальные проекты в виде скульптур Полисского, Кулика и пр., ралли на исторических автомобилях и конечно форум с дискуссиями, обсуждениями и прогнозами.
Устроители «Арт Москвы» настойчиво убеждали, что специально смешали виды, типы и жанры искусства, ориентируясь на брюссельскую ярмарку BRAFA и на Art Dubai. Однако тут и оглядываться на опыт Запада или Востока незачем – у нас свои резоны: санкции и дороговизна. По финансам галереи настолько просели, что до последнего момента не был известен окончательный состав участников, поскольку хватало «отказников». Так что организатору Василию Бычкову, вероятно, приходилось играть на плане ярмарки в тетрис, переставляя стенды. Оставшиеся сомкнули ряды. Хотя цены на боксы были подъемными для галеристов: средний стенд площадью в 24- 25 кв метров обходился в ₽210 тыс., с электрооборудованием в ₽250 тыс. Другой возможный резон: иные продвинутые галеристы не решились принять участие в ярмарке, открывшейся в разгар военной операции и по иронии обстоятельств имеющей «локацию» буквально в двух шагах от Кремля.
Что же касается ассортимента вещей, представленных в Гостином дворе, то в отношении антиквариата можно сказать только, что галеристы просто стряхнули пыль со старых меню. Например, не в первый раз довелось увидеть работу Вл. Маковского «Спаситель», написанную для Александра-Миротворца и его супруги в 1890 году (галерея Инны Кегай). Образ, если честно сказать, для дома, для семьи. Все тот же сельский споро написанный пейзаж К. Коровина в «Элизиуме». Кстати, в этот раз эта галерея выступила в коллаборации (так теперь принято изъясняться) с арт-бизнес порталом «ARTinvestment.RU», который ведет не только обзоры по арт-рынку, но и сам является его активным участником. Получилось: с одной стороны, Коровин, с другой – Немухин, Плавинский, Рабин, Вейсберг, кинетисты, оп-артисты и др. нонконформисты. И тут, на удивление, новость – на стендах появились художники, давно известные в наших узких кругах, но до сих поры не замеченные на ярмарках – скажем, Борис Марковников и Игорь Снегур. То есть в ход пошел резерв арт-рынка?
Мультипли – давнишняя форма тиражного современного искусства, идущая аж от Дюшана. Ее пропагандирует галерея «Е.К.АртБюро», показавшая в этот раз подборку мультиплей из серии Balloon Dog знаменитого Джеффа Кунса. Кто приютит попсовых собачек из надувных металлических шариков мы, возможно, узнаем после ярмарки. А вот откуда они взялись в галереи, вероятно, не узнаем никогда.
Вообще, как кажется, ярмарка полюбила копии. Скажем, в петербургской галерее «Салон Грибоедовский» что ни шаг, то скульптура Дега, Майоля, Джакометти… Правда, бронзы эти отлиты уже в 1960-е годы. И надо сказать отливки мастерские. А вот висящий над ними «Портрет женщины с букетом цветов» кисти Николая Суетина, довольно поздняя неореалистическая работа ученика Малевича, совершенно убивает представления о мастере и мастерстве.
На мастерстве исполнения настаивает галерея «Atelier CHOUTKO» (не знаю, шуточное ли это название или нет), занимающаяся переложением изображений современных художников на язык ковроткачества. И без того достаточно декоративные Гоша Острецов и Ольга Солдатова неплохо выглядят на растянутой крашеной шерсти. Раньше говорили, что если современный художник занимается ДПИ, то дело идет к старости. Да, впрочем, и «Арт Москва» уже не молода.
Текст: Михаил Боде, Москва
Иллюстрации: Михаил Боде, Москва
На иллюстрации:Копия "Четырнадцатилетней танцовщицы" Эдгара Дега затмевает маловыразительный женский портрет кисти Николая Суетина ("Салон Грибоедовский", СПб)
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Выбрать картину из мастерской легендарного Дмитрия Шагина и рекомендуемых Прииском художников – легко и просто! Если, конечно, у Вас есть желание, умение общаться и торговаться с настоящими мастерами! Предложение прямо из мастерской художника. Прииск плохого не советует – добро пожаловать!