БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ СМИРНОВ-РУСЕЦКИЙ. 1905-1993

Борис Алексеевич Смирнов, известный под псевдонимом Смирнов-Русецкий, родился в Петербурге в январе 1905 года в семье офицера. В 1917 году семья переехала в Москву, где он учился в гимназии «Петерпаульшуле». Среди близких родственников художника были люди, имевшие непосредственное отношение к живописи: сестра отца, художница Евгения Алексеевна Смирнова, вышла замуж за искусствоведа Александра Павловича Иванова, чей брат Евгений был другом А. Блока. Круг их интересов был тесно связан с деятельностью «Мира искусства». В 1922 году под влиянием А.П. Иванова, к тому времени заведующего отделом современной живописи Русского музея, и E.А. Смирновой, ученицы Рериха, сложились привязанности, определившие творческий путь художника: Рерих, Кандинский, Чюрленис. «Имя Кандинского рядом с этими двумя, безусловно, близкими друг к другу художниками, не должно казаться странным. Он исповедовал музыкальность живописи, говорил о пении цвета; для него, как для Чюрлениса, духовное начало лежало в основе изображения», – пишет Смирнов-Русецкий.

Художественная группа «Амаравелла»: (слева направо): сидят А.П.Сардан, П.П.Фатеев, В.Н.Пшесецкая (Руна), стоят С.И.Шиголев, БА.Смирнов-Русецкий, В.Т.Черноволенко. (1920-ые гг., фото).

Тогда же, в 1922 году, он поступает в Московский инженерно-экономический институт. С профессией инженера художник будет связан всю жизнь. Она позволит выжить ему в годы безраздельного господства соцреализма, когда художник будет вынужденно отстранен от живописи, но дело не только в возможности постоянного заработка: «Как ни странно, учеба в инженерно-экономическом институте духовно дала мне больше, чем в дальнейшем художественный вуз». Днем Борис Алексеевич писал, вечерами учился. Встреча Смирнова-Русецкого с Петром Петровичем Фатеевым в будущем приведет к возникновению группы «Амаравелла» - наиболее значительного объединения русских художников-космистов. К 1923 году относится начало переписки с Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. Художники обсуждали философскую основу творчества: «Однажды я написал ему, что длительное время духовным стержнем искусства было христианство, что без духовного стержня не мыслю себе искусства. Кандинский ответил: да, искусство будущего, безусловно, должно иметь свой духовный стержень, но это будет что-то менее материальное, чем христианство… В другом месте он высказался следующим парадоксальным образом: упрощение формы - признак оживающей материи».

Б. Смирнов-Русецкий (1930-ые гг., фото).
 
В это время Смирнов-Русецкий пишет ряд символических работ, посвященных миру до сотворения всего сущего, которые перекликаются с композициями Кандинского на эту же тему. И, что удивительно, Смирнов-Русецкий не мог видеть работ Кандинского, а сам воплотил идею живописного изображения «Божественной работы». В 1923 году проходит выставка в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого. После нее происходит знакомство с А.П. Сарданом и Руной Пшесецкой, позднее, в 1927 году, также вошедшими в «Амаравеллу». «Искусство мы признавали ведущим фактором духовной жизни… Мы рассматривали музыку доминирующей в ряду всех видов искусств и считали проникновение ее элементов, слияние с ними в искусствах изобразительных благотворным, животворящим качеством. В этом смысле мы были последователями Чюрлениса. Мы продекларировали то, что называется творчеством жизни, то есть претворение познания в жизнь - идеи, высказанные и у Андрея Белого, и у Рабиндраната Тагора, и в работах теософов».

Ю. Н. Рерих  и Б. Смирнов-Русецкий (1950-ые гг., фото).

В 1926 году Смирнов-Русецкий встречается с приехавшим в Россию Н.К. Рерихом. Происходит уже окончательное становление группы «Амаравелла» с ее творческими идеями, которым художник не изменил до конца жизни. «Сходство в манере письма в раннем творчестве Бориса, в смысловом содержании произведений было столь сильным, что ряд картин раннего периода, подаренных брату Николая Константиновича (Рериха) - Борису Константиновичу и позже по ошибке попавших в собрание картин и этюдов Рериха, экспонировались, как работы Н.К. Рериха и были выполнены даже в виде открыток. Торговцы картинами выдавали и выдают по сей день картины Смирнова-Русецкого за картины Николая Константиновича». Борис Алексеевич вспоминает: «До 1939 года я дарил Борису Константиновичу свои работы. Позже (во время репрессий – Л. А.) все собрание было расхищено… Часть работ попала в ГТГ (ошибочно приписанные Н.К. Рериху, туда же попали и мои работы, подаренные когда-то Борису Константиновичу, а одна из них в 1966 году оказалась даже в комплекте открыток в качестве акварели Н.К. Рериха 1912 года)».

Б. Смирнов-Русецкий и С. Н. Рерих (фото).

По рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС, где учится на отделении графики у И. Нивинского, П. Фаворского и Н. Куприянова. В 1927 и 1928 годах работы Смирнова-Русецкого попадают на выставки в Нью-Йорк и Чикаго, до этого художник экспонирует свои картины на выставке «Маковца» во ВХУТЕМАСе. Творческому настрою художника оказалось особенно созвучным романтическое видение окружающего мира, заявившее о себе в первые десятилетия прошлого века в науке, философии, искусстве. «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Желая постичь гармонию космоса, Смирнов–Русецкий серьезно занялся изучением кристаллической структуры металлов.

Б. Смирнов-Русецкий рядом с картиной П. Фатеева (1988, фото Д. Москина).

Период двадцатых-тридцатых годов был самым плодотворным в плане творческих прозрений и замыслов. Тогда возникли сквозные темы «Прозрачность» и «Космос». Уже в пятидесятые – семидесятые художник воплощал и восстанавливал по памяти то, что открылось для него в начале творческого пути. К концу двадцатых относится возникновение конфликта художников идеалистического направления (Смирнов-Русецкий, Богаевский и Рерих) с формалистами и АХРРовцами. Удивительно, как представители двух совершенно не похожих направлений в живописи, конфликтующих между собой, одинаково неприемлемым посчитали идеалистическое направление. И если до 1930 года Борис Алексеевич еще имеет какую то возможность для экспонирования, то после, вплоть до конца 1950-х, полный вакуум. Но он не перестает писать, только для себя, для узкого круга почитателей. С каждым годом это становится все опаснее и опаснее, и как логический итог - арест в 1941году. Десять лет лагерей, пожизненная ссылка. В 1954-м - амнистия и реабилитация. Борис Алексеевич восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный на клочках бумаги в заключении, - это самые пронзительные, сказочные его работы, сделанные в масле. В них - жажда жизни и ощущение единства неба и земли.

Б. Смирнов-Русецкий (1905-1993). Псков – церковь Вознесения (1969, 27х36).

Среди огромного разнообразия живописных направлений и авторитетов обрести свой язык было непросто. В творчестве Смирнова-Русецкого различимы следы влияния, как отдельных художников, так и целых направлений: романтической школы Куинджи, «Мира искусства», стилистики модерна и символизма. Идя по пути обобщения и упрощения форм, символизации образов, художник использовал и преломлял опыт китайского изобразительного искусства. Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого впитало в себя напряжённую атмосферу художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, наследие русского символизма. Наследие художника - своего рода мост между той эпохой и современностью.
 
Любовь Агафонова (текст).
Галерея «Веллум», архив Прииска (иллюстрации).

На иллюстрации: Б. А. Смирнов-Русецкий на пленэре.
 

 

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее