Нет, читатель, нет никакой башни из слоновой кости, в которой обитает искусство. Не было и не будет… 11 сентября в московской 11.12 Gallery, что на Винзаводе и чей филиал с 2013 года имеется в бананово-лимонном Сингапуре, открылась выставка красноярца Василия Слонова «Небесный Иерусалим», представив размышления художника «о судьбах мира в целом и о кривой судьбе русской цивилизации». А уже 12 сентября эту выставку натурально разгромили, дескать, оскорбительной она была «в отношении Путина, Гагарина, других».
Уроженец села Шушенское (да-да, того самого, где Ленин и Крупская провели свой медовый месяц), выпускник красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова, победитель краевых, национальных и международных художественных проектов Василий Слонов (1969) выстроил свой новый проект через сочетание картин, объектов и инсталляций в смешанных техниках. Центром «Небесного Иерусалима» была инсталляция из щепы "Звездочет", которую дополняли девять топоров с нанесенными на них заповедями Блаженства. Интересный, заметим, образ.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся, некогда мудро заметил русский поэт. «…траектория русской жизни – кривая, каждая точка которой задана новой функцией. Сегодня это может быть «жизнь за Родину», завтра - «работать и зарабатывать», послезавтра - «всех убью, один останусь», через год – «прими, Господи, раба своего», а еще через год – черт знает, что, - красиво анонсировала накануне открытия «Небесный Иерусалим» галерея 11.12. - Своего рода бег по лезвию топора как основа национального многоборья. Русский пафос как удивительная способность возвышать дерьмо до гармонии, и низводить гармонию до дерьма, буквально по настроению».
Увы, про «русский пафос», «топор» и «дерьмо» оказалось пророческим.
Около шести часов вечера 12 сентября 2018 года в галерею вошли «пафосные» посетители. Пятеро вандалов (четверо мужчин и одна женщина) оказались как раз в настроении облить картины Слонова «некой жидкостью», сорвать со стен и даже унести из галереи пару произведений (неужто ради последующего камлания?). Озвучили они и свои мотивы – «закрыть антирелигиозную, антипровительственную выставку» (орфография оригинала сохранена). По счастью, находившаяся на момент нападения в галерее арт-менеджер физически не пострадала. Что не скажешь в отношении работ Слонова: «В общей сложности повреждено 8 работ, еще местонахождение двух не известно (похищены вандалами). Работы восстановлению не подлежат. Ущерб оцениваем в 20 - 25 тысяч евро», - уточнила Прииску арт-менеджер 11.12 Анна Гончарова. (Сумма ущерба озвучена на основе прайс-листа «Небесного Иерусалима».) «В помещении стоит резких запах, дополнительную охрану не выделяют. Нужны респираторы и много, типа строительных!!!! Буду благодарен за помощь!» – на следующий день после погрома обращался за поддержкой со своей страницы в социальной сети владелец 11.12 Александр Шаров…
С 18 сентября двери 11.12 снова открыты. «Небесный Иерусалим» как и должно продлится до 20 октября. Подано заявление в полицию, эксперты уточняют цифры ущерба, галеристы и администрация Винзавода рассматривают варианты по усилению защиты на территории ЦСИ. Вроде всё как бы вернулось на круги своя… Но личности вандалов проясняются отнюдь не правоохранительными органами, а друзьями галереи. И сами вандалы не прячутся, наоборот: «Это мы закрыли выставку. Художник сделал оскорбительную выставку в отношении Путина, Гагарина, других», - цитируют СМИ некоего Александра Петрунько (1969), активиста группы SERB, на счету которого 8-суточный арест за срыв выставки Джока Стерджеса «Без смущения» в московском Центре имени братьев Люмьер в сентябре 2016 и декабре 2017 года. Петрунько уверяет, что они написали заявление в Следственный комитет России с требованием закрыть «Небесный Иерусалим» и провести расследование! (По неподтвержденной информации, воспитывавшийся в детском доме Петрунько с 17 лет сотрудничал с уголовным розыском Ростова-на-Дону.)
«Две вещи удивляли Иммануила Канта: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас, - говорится в анонсе «Небесного Иерусалима», - За два столетия с его смерти звездное небо стало человечеству чуть ближе и чуть понятнее - но можно ли то сказать про «закон»? Сам Кант говорил о нем так: внутреннее сверхъестественное чувство. Внутреннее, но сверхъестественное. Сверхъестественное, но внутреннее. Мы чувствуем мир посредством него, но попробуй почувствовать – что оно само и откуда?»
Ал. С. (текст).
Социальные сети, архив Прииска, 11.12 Gallery (иллюстрации).
На иллюстрации: В. Слонов (1969). Один из девяти топоров с нанесенными на них заповедями Блаженства (2018, фрагмент инсталляции «Звездочёт»).