Среди более 10 тысяч музейных предметов, хранящихся в Отделе новейших течений ГТГ, находятся примерно 70 работ Валерия Кошлякова (1962), художника, взошедшего на арт-сцену на волне «перестройки». Бурно, добавим, взошедшего. Однако, в новом столетии его произведения почти не показывались Третьяковкой, а некоторые вообще не покидали запасник (причина ведь всегда найдется: то техника масштабных композиций Кошлякова на гофрокартоне покажется хрупкой, то…).
В. Кошляков (1962). «Ночной фонтан в Риме». (1992, гофрокартон, темпера, ГТГ).
С 9 июня по 12 августа 2018 года откроется выставка В. Кошлякова «Романский пленник …или такелажные работы». Новая Третьяковка на Крымском валу покажет 8 произведений (живопись, инсталляция), что, по определению самого художника, заставят взгляд зрителя взаимодействовать с «живой» поверхностью: «матовой, фресковой, которая утрачена, а потом опять записана». Работа художника с «бросовым» материалом, вторсырьем, отсылает к одному из главных со времен Средневековья мотивов европейской живописи - “vanitas”, суеты сует, бренности бытия. Композиции, выполненные темперой, гуашью, акварелью, соусом, углем на рваных, склеенных скотчем упаковочных ящиках из гофрокартона, явятся только прелюдией к планируемой крупной персональной экспозиции Кошлякова. Также «Романский пленник…», размещенный в узловом зале музея, продолжит ряд постоянной экспозиции искусства конца ХХ века и предваряет выставку «Искусство 2000-х».
В. Кошляков (1962). Венеция. Большая лагуна. (1991, гофрокартон, темпера, гуашь, ГТГ).
Несмотря на свою лаконичность, «Романский пленник…» - мощный по живописной энергетике и выразительности художественного высказывания показ. Композиции состоят из множества фрагментов, которые внимательно и бережно собраны на плоскости и призваны создать убедительный образ римских площадей, античных руин, набережных и каналов Венеции. Небезынтересно, что Италия, чьему «классическому» наследию посвящены эти произведения, вплоть до 2000-х была для Кошлякова исключительно грезой. «Италия, как и остальная классика, являлась важным источником для моей темы. Главным являлось то, что она была полностью книжной, а не этюдной с натуры, что и повлияло на мой изобразительный язык. В Италию впервые я попал только через 12 лет (после создания первых работ на эту тему), и конечно, реальное не имело ничего общего с теми черно-белыми картинками в книгах, которые я любил из-за того, что они порождали особенный мир во мне и давали свободу домыслам и фантазиям», - говорит Кошляков.
В. Кошляков (1962). Рим. Капитолий. (1992, гофрокартон, темпера, гуашь, ГТГ).
На выставке (куратор Н. А. Сидорова) будут представлены работы «Венеция. Большая лагуна» (1991), «Битва львов с леопардом» (1991), «Рим. Капитолий» (1992), «Ночной фонтан в Риме» (1992), «Капитель» (1992), «Голова лошади» (1992), «Колоннада» (1991–1993), «Рейхстаг» (1994). Они были созданы в ныне легендарных художественных мастерских в «доме на Трёхпрудном», чердак которого стал экспозиционным пространством, где Кошляков выставлялся индивидуально и совместно с Владимиром Дубосарским. «Романский пленник…» наверняка напомнит начало 90-х – не случайно имя этому проекту дало название первой серьезной статьи о творчестве Валерия Кошлякова, написанной Сергеем Епихиным и Александрой Обуховой для каталога, изданного в 1992 году «Галереей Марата Гельмана» (помните такую? в 90-е не без успеха привозила Кошлякова в Таллин).
К.-С. (текст).
Государственная Третьяковская галерея (иллюстрации).
На иллюстрации: В. Кошляков (1962). Битва львов с леопардом. (1991, гофрокартон, темпера. ГТГ).