Чудеса ещё случаются

Выставкой ослепительной (как вспышка магния над треногой пионера фоторафии) началось нынешнее таллинское лето. С 23 мая по 11 июня 2022 года в Галерее дизайна и архитектуры состоялся показ произведений трёх художников - Юло Соостера, Владимира Яковлева и Тауно Кангро в проекте с философическим именем «Сквозь пределы, или магическая свобода». В экспозицию, созданную на материалах уникальных частных собраний и галереи-мастерской Кангро, вошли графические и живописные работы Соостера, Яковлева и, разумеется, бронза подлинного мотора всей затеи скульптора Кангро.

В искусстве нет дробления времени на прошлое, настоящее и будущее. Вернее, оно предельно условно. В искусстве есть только «сейчас», удивительное мгновение соприкосновения произведения со зрителем, будь это непосредственно, либо произойди в пространстве человеческой памяти, даже во глуби воспетого психаналитиками подсознания. Такова, на мой взгляд, одна из основных черт его, искусства, природы - вне-, точнее, надвременность, на чём виртуозно сыграл амбициозный (в самом лучшем смысле эпитета «амбициозный») проект «Сквозь пределы...».

По ту сторону стекла. Витрина таллинской Галереи дизайна и архитектуры

Каждый раз, когда в мастерской коллекционера Евгения Михайловича Нутовича, что была на втором этаже сугубо московского особняка-коммуналки во дворе-каре за громадой Ленкома, рассматривал серию живописных «Архетипических яиц» Соостера, я задавался вопросом, а что (кто?!) вылупится из этих фантасмагорически рельефных яиц среди можжевельников эстонского побережья? Наверное, Евгений Михайлович вспоминал и повторял слова своего друга художника: «Я сейчас занят яйцами... Яйцо - это символ жизни. Яйцо - это рождение!» Но громче слов безмолвно звучали сочные, напряженные цвета соостеровских холстов, открывая как ответ опьяняющие входы в свои зазывные лабиринты...

Скульптор Т. Кангро на открытии выставки «Сквозь пределы, или магическая свобода»

По-своему убедительный и не менее загадочный ответ предложил Тауно Кангро. Наш современник развернул спираль групповой экспозиции «Магической свободы» вокруг своей парной скульптуры. Воплотившиеся в бронзе ладони восстающего из земли великана-богатыря, на которых точно только что возлежали чудесные яйца, ладони, которые зримо помнят их живую пульсацию, ладони, на которых теперь вознесены младенцы, будто сама жизнь, инь и янь грядущего. Интереснейшее решение! Можно сказать, объект Тауно на полувитке раскручивающейся спирали включил в игру сам город за громадой галерейной витрины - пешеходов, автомобили, трамваи, фасад Театра «Эстония» (есть такой хитрый приём в арсенале скульптора Кангро, отшлифованный многолетним опытом уличной монументалистики). «Для меня эта выставка - большая честь и большая радость, - сказал он, выступая на вернисаже. - Честь - выставить свои работы рядом с работами Юло Соостера и Владимира Яковлева. Радость - открыть их творчество тем, кто не был с ними знаком, и доставить удовольствие знатокам».

Бронза Т. Кангро перед стеной графики Ю. Соостера

Подлинные художники так или иначе созвучны друг другу. Неоднозначные пространства листов графики Соостера, по меткой искусствоведческой характеристике, как бы перемещая рисунок из глубины наружу и обратно, от перигея внутри до апогея перед глазами зрителя, преображают, уподобляют плоскость листа экватору нового, доселе неведомого мира. «Динамическая статика», - так лаконично говорил о своём методе сам Соостер. Адресовать эти слова работам Яковлева и Кангро, показанным на выставке «Сквозь пределы, или магическая свобода», вполне справедливо. Экспрессия и динамика вопреки формальной логике сплавили в единое художественное целое десятки скульптур, холстов и рисунков экспозиции, фактически стирая напрочь естественные жанровые, стилистические и смысловые различия произведений.

Ю. Соостер. Влюблённые. 1965. бумага, тушь, 14х19. Частное собрание

Загипнотизированного музыкой европейского модерна Кангро, хирургически зоркого Соостера не просто дополнили запредельно искренние (что называется «без кожи») холсты Владимира Яковлева. Своим главным нервом - неоднократно подчёркнутым критикой щемящим, почти детским открытием витальной жестокости бытия - показанные в проекте картины пожалуй самого неприкаянного героя нашего «другого искусства» Яковлева буквально обновили (да, не обойтись в нашем разговоре без обыденного сегодня компьютерного термина) восприятие всей, щедрой на шедевры и раритеты выставки.

В. Яковлев. Цветы в горшке. 1987, картон, масло, 65х80. Частное собрание

Любящим искусство горожанам и гостям эстонской столицы невероятно повезло. Даже не припомнить, чтобы так широко в наших палестинах открывали свои закрома частные европейские собрания (дремлют обычно, сокрыты сокровища в звенящей келейной тиши, пробуждаясь лишь от голоса музейных экскурсоводов или стука аукционного молотка). Как и не припомнить какой-либо другой курируемый госпожой Ольгой Любаскиной достойный серьёзного внимания выставочный проект, но порой, согласитесь, стреляют самые неожиданные предметы... Где и когда - воскликну! - доведётся нам увидеть в столь доброй компании «Автопортрет» Соостера, намедни (1 декабря 2021 года) после нешутейной борьбы ушедший на торге почтеннейшего Sothebey's без малого за $40 тыс.?..

Ю. Соостер. Мужчина с трубкой (Автопортрет с трубкой). 1959. масло на бумаге на картоне, 40х80. Частное собрание

Чудеса, мой читатель, ещё случаются и, надеюсь, случаться не перестанут.

Текст: Олег Серебряков, Tallinn

Иллюстрации: архив Прииска

На иллюстрации: Юло Соостер (1924-1970). Ландшафт с глазами. 1968, масло, оргалит, 47.3х55.5. Частное собрание.

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *