Выставкой ослепительной (как вспышка магния над треногой пионера фоторафии) началось нынешнее таллинское лето. С 23 мая по 11 июня 2022 года в Галерее дизайна и архитектуры состоялся показ произведений трёх художников - Юло Соостера, Владимира Яковлева и Тауно Кангро в проекте с философическим именем «Сквозь пределы, или магическая свобода». В экспозицию, созданную на материалах уникальных частных собраний и галереи-мастерской Кангро, вошли графические и живописные работы Соостера, Яковлева и, разумеется, бронза подлинного мотора всей затеи скульптора Кангро.
В искусстве нет дробления времени на прошлое, настоящее и будущее. Вернее, оно предельно условно. В искусстве есть только «сейчас», удивительное мгновение соприкосновения произведения со зрителем, будь это непосредственно, либо произойди в пространстве человеческой памяти, даже во глуби воспетого психаналитиками подсознания. Такова, на мой взгляд, одна из основных черт его, искусства, природы - вне-, точнее, надвременность, на чём виртуозно сыграл амбициозный (в самом лучшем смысле эпитета «амбициозный») проект «Сквозь пределы...».
Каждый раз, когда в мастерской коллекционера Евгения Михайловича Нутовича, что была на втором этаже сугубо московского особняка-коммуналки во дворе-каре за громадой Ленкома, рассматривал серию живописных «Архетипических яиц» Соостера, я задавался вопросом, а что (кто?!) вылупится из этих фантасмагорически рельефных яиц среди можжевельников эстонского побережья? Наверное, Евгений Михайлович вспоминал и повторял слова своего друга художника: «Я сейчас занят яйцами... Яйцо - это символ жизни. Яйцо - это рождение!» Но громче слов безмолвно звучали сочные, напряженные цвета соостеровских холстов, открывая как ответ опьяняющие входы в свои зазывные лабиринты...
По-своему убедительный и не менее загадочный ответ предложил Тауно Кангро. Наш современник развернул спираль групповой экспозиции «Магической свободы» вокруг своей парной скульптуры. Воплотившиеся в бронзе ладони восстающего из земли великана-богатыря, на которых точно только что возлежали чудесные яйца, ладони, которые зримо помнят их живую пульсацию, ладони, на которых теперь вознесены младенцы, будто сама жизнь, инь и янь грядущего. Интереснейшее решение! Можно сказать, объект Тауно на полувитке раскручивающейся спирали включил в игру сам город за громадой галерейной витрины - пешеходов, автомобили, трамваи, фасад Театра «Эстония» (есть такой хитрый приём в арсенале скульптора Кангро, отшлифованный многолетним опытом уличной монументалистики). «Для меня эта выставка - большая честь и большая радость, - сказал он, выступая на вернисаже. - Честь - выставить свои работы рядом с работами Юло Соостера и Владимира Яковлева. Радость - открыть их творчество тем, кто не был с ними знаком, и доставить удовольствие знатокам».
Подлинные художники так или иначе созвучны друг другу. Неоднозначные пространства листов графики Соостера, по меткой искусствоведческой характеристике, как бы перемещая рисунок из глубины наружу и обратно, от перигея внутри до апогея перед глазами зрителя, преображают, уподобляют плоскость листа экватору нового, доселе неведомого мира. «Динамическая статика», - так лаконично говорил о своём методе сам Соостер. Адресовать эти слова работам Яковлева и Кангро, показанным на выставке «Сквозь пределы, или магическая свобода», вполне справедливо. Экспрессия и динамика вопреки формальной логике сплавили в единое художественное целое десятки скульптур, холстов и рисунков экспозиции, фактически стирая напрочь естественные жанровые, стилистические и смысловые различия произведений.
Загипнотизированного музыкой европейского модерна Кангро, хирургически зоркого Соостера не просто дополнили запредельно искренние (что называется «без кожи») холсты Владимира Яковлева. Своим главным нервом - неоднократно подчёркнутым критикой щемящим, почти детским открытием витальной жестокости бытия - показанные в проекте картины пожалуй самого неприкаянного героя нашего «другого искусства» Яковлева буквально обновили (да, не обойтись в нашем разговоре без обыденного сегодня компьютерного термина) восприятие всей, щедрой на шедевры и раритеты выставки.
Любящим искусство горожанам и гостям эстонской столицы невероятно повезло. Даже не припомнить, чтобы так широко в наших палестинах открывали свои закрома частные европейские собрания (дремлют обычно, сокрыты сокровища в звенящей келейной тиши, пробуждаясь лишь от голоса музейных экскурсоводов или стука аукционного молотка). Как и не припомнить какой-либо другой курируемый госпожой Ольгой Любаскиной достойный серьёзного внимания выставочный проект, но порой, согласитесь, стреляют самые неожиданные предметы... Где и когда - воскликну! - доведётся нам увидеть в столь доброй компании «Автопортрет» Соостера, намедни (1 декабря 2021 года) после нешутейной борьбы ушедший на торге почтеннейшего Sothebey's без малого за $40 тыс.?..
Чудеса, мой читатель, ещё случаются и, надеюсь, случаться не перестанут.
Текст: Олег Серебряков, Tallinn Иллюстрации: архив Прииска На иллюстрации: Юло Соостер (1924-1970). Ландшафт с глазами. 1968, масло, оргалит, 47.3х55.5. Частное собрание.