ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Который год кряду апрель в Эстонии можно назвать бенефисом художника Эдуарда Вийральта. На торгах обеих частных галерей Таллина снова тон, но не рекорды задавал этот славный эстонский художник. Ценовые рекорды аукционов-конкурентов (как и львиная доля предложения) выпали на долю современников Вийральта. 12 апреля 41 лот предложила галерея Vaal, 27 апреля 50 лотов выставила Haus Galerii.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 1Э. Вийральт. Львица (1937, бумага, сух. игла, 22.7х17.6. Галерея Haus, аукцион 27.04.18).

Эстонский художественный рынок сравнительно скромен и консервативен.  Для соседей – настоящая terra incognita. Круг коллекционеров узок, а спрос главным образом обращен к национальному искусству конца XIX – середины XX веков, работы большинства представителей которого заметно теряют в цене сразу же за линией государственной границы. Редкие попытки выставлять на торги что-либо способное заинтересовать серьезных покупателей из-за рубежа в последние годы либо не давали умереть надежде на добрые перемены, либо (но, по счастью, реже) завершались скандалом.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 2Э. Вийральт. Тигр (1937, акватинта, 48.5х37.5. Галерея Vaal, 12.04.18).

Но вернемся к торгам апреля-2018. Взбреди в голову какого-нибудь затейника поменять, как в старой сказке, вывески аукционов (Vaal на Haus) итоговую разницу заметил бы лишь искушенный знаток. Но она, разница, есть!  Vaal, к примеру, чуть обширнее выставляет на торги работы здравствующих мастеров, а Haus более склонен к продажам антиквариата. Вокруг каждой из этих галерей, играющих на невеликом арт-рынке Эстонии, сложился свой устойчивый круг продавцов и покупателей, не без грации лелеемый аукционистами.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 3Ю. Аррак. Иллюзионисты (1968, х., м., 120х100. Галерея Vaal, аукцион 12.04.18).

Стабильны, сравнимы и результаты. На обеих площадках с молотка ушли свыше половины лотов. На обеих площадках не были проданы предложенные картины Юри Аррака (1936). Продажные цены некоторых работ заметно превысили эстимейты. На торгах Haus картина Ричарда Уутмаа (1905-1977) с €3.4 тыс. «доросла» до €7 тыс., а холст 1939 года «Сборщицы картофеля» Андруса Йохани (1906-1941) с €21 тыс. до €31 тыс., два из трёх графических листов Эдуарда Вийральта (1898-1954) нашли новых владельцев по эстимейту: обрамленная «Львица» 1937 года – €1.9 тыс., первый пробный оттиск «Парижского пейзажа» 1936 года – €2.7 тыс.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 4А. Йохани. Сборщицы картофеля (1939, х., м., 68.5х85.5. Галерея Haus, аукцион 27.04.18).

Оба же Вийральта аукциона Vaal эстимейты превысили: гравюра 1926 года «Натюрморт» при первоначальной оценке €2.6 тыс. была продана за €3.6 тыс., акватинта 1937 года «Тигр», стартовав при €3.4 тыс., финишировала с ценой €5.3 тыс. Не зря, наверное, в Таллине на полном серьезе шутят, что как русского дома не бывает без самовара, так эстонского – без Вийральта.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 5Э. Вийральт. Пейзаж  под Парижем (1936, офорт, 33.7х44.8. Галерея Haus, аукцион 27.04.18).

Отрадно, что художника Юло Соостера (1924-1970) не забывают на исторической родине. Картину 1959 года «Поле памяти», где без труда вычитываются мотивы более поздних работ «самого западного московского концептуалиста», при первоначальной оценке €8.2 тыс. Vaal продал за €8.6 тыс. Можно с полным основанием сказать, что покупателю изрядно повезло во всех смыслах этого слова.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 6В. Ормиссон. Пейзаж (1937-39, х., м., 59х72.5. Галерея Vaal, аукцион 12.04.18).

Топ-лотом торгов Vaal стал холст «Пейзаж» 1937-39 годов кисти Виллема (Вильгельма) Ормиссона (1892-1941), живописца, педагога, изрядного любителя рыбалки да троекратного председателя легендарного художественного объединения «Паллас». Его работы крайне редко появляются на рынке и потому за «Пейзаж» развернулась нешуточная борьба. Цифры красноречивей слов: при этимейте €22 тыс. молоток проводившего торги господина И. Хабала зафиксировал цену €80.5 тыс.!

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ 7Ю. Аррак. Стена (1990, холст на картоне, масло, 35х50, в раме. Галерея Haus, аукцион 12.04.18).

Стоит ли удивляться, что погоду на национальном арт-рынке Эстонии определял и определяет Эдуард Вийральт и его современники? Чужие здесь не ходят, хотя захаживают.

Пауль Эритарк (текст)
Галерея Haus, галерея Vaal (иллюстрации).

На иллюстрации: Ю. Соостер (1924-1970). Поле памяти (1959, фанера, масло, 34.5х48. Галерея Vaal, аукцион 12.04.18).

 

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее