ЦВЕТОВАЯ ПОЭЗИЯ МОДЕРНА

Новая выставка финского музея Ateneum по-настоящему уникальна. При содействии Национальной ассоциацией музеев (RMN / Grand Palais) финны экспонируют работы легендарного Франтишека Купки из собраний парижского Центра Помпиду, музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и пражской Национальной галереи. 22 февраля в Хельсинки прошла презентация этого масштабного проекта, сопровождаемая не только рассказом о художнике, но и интерактивной световой инсталляцией финской художницы Тарьи Эрвасти Colour Music with Fractures.

Франтишек Купка (1871–1957). Three Blues and Three Reds (1957. Centre Pompidou, Musée national d'art moderne / Centre de création industrielle, Paris. © ADAGP, Paris. Photo: © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Bertrand Prévost).

Франтишека Купку (1871–1957) справедливо считают пионером абстрактного искусства. Нынешняя ретроспектива художника в стенах Ateneum’а позволяет зрителю погрузиться в характерный для западного искусства первой половины минувшего столетия поэтапный переход от традиционной («портретной») живописи к абстрактному выражению. «Современной цветной поэзией» называли современники искусство Купки. В своих мощных, почти психоделических работах он применил теорию цвета Ньютона и теорию музыки: ритм и движение дышат в его картинах.

Франтишек Купка (1871–1957). Drinking Steel II (1927–1928. Centre Pompidou, Musée national d'art moderne / Centre de création industrielle, Paris, deposit, Marseille, musée Cantini. © ADAGP, Paris. Photo: © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / image Centre Pompidou).

Выставка Ateneum’а, впервые показывая в Финляндии важнейшие произведения из наследия Купки, охватывает всю карьеру художника с 1890 по 1950-е гг. Сын пражского ремесленника Франтишек Купка после трехлетней учёбы в Академии изобразительных искусств Праги, где отдал щедрую дань картинам на исторические темы, в 1891 году поступил в Венскую академию художеств и сконцентрировался на символических и аллегорических сюжетах. Венский период подарил художнику увлечение теософией и философией Востока.

Франтишек Купка (1871–1957). Piano Keys, Lake (1909. National Gallery in Prague. © ADAGP, Paris).

С 1895 года Купка - парижанин. Он посещал частную академию художеств Жюлиана, Школу изящных искусств, занимался книжной иллюстрацией, плакатом и, представьте себе, под псевдонимом «Поль Реньяр» даже карикатурой!.. В 1906 Купка впервые выставляется в Salon d’Automne. Картина 1909 года Piano Keys, Lake (Национальная галерея Праги) отмечает перелом стиля Купки, впечатлённого «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти: в полотнах 1910-11 гг. осязаемо влияние фовизма и пуантилизма, эти работы близки к абстракции, в них отражаются его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи, с легкой руки Гийома Аполлинера получившие имя «орфизм».

Франтишек Купка (1871–1957). Around a Point (1920–1930. Centre Pompidou, Musée national d'art moderne / Centre de création industrielle, Paris. © ADAGP, Paris. Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jean-Claude Planchet).

В 1919 году Купка уже профессор пражской Академии изобразительных искусств (обучает студентов, проходящих практику в Париже), в 1931 году выступает сооснователем художественной группы Abstraction-Creation, в 1936 году его картины показывают на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1946 году в Праге проходит его ретроспективная выставка, с этого же года он становится постоянным участником Salon des realites nouvelles. Но широкое признание, отмеченное несколькими персональными выставками в Нью-Йорке, приходит к художнику лишь в начале 1950-х гг. Последние годы жизни Купка провёл в парижском пригороде Пюто, где и умер.

На выставке Ф. Купки.

Выставка František Kupka в музее Ateneum продлится до 19 мая 2019 года. Куратором проекта выступила главный куратор Ateneum Анна-Мария фон Бонсдорф.

Я. Т. (текст).
Ateneum, архив Прииска (иллюстрации).

На иллюстрации: Франтишек Купка (1871–1957). Self-Portrait (1910. National Gallery in Prague. © ADAGP, Paris).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее