Далёкий жар долины Дагестана

Брат Зинаиды Серебряковой, племянник Александра Бенуа художник Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) в особом представлении не нуждается: академик Императорской Академии художеств и лауреат Сталинской премии... По словам самого художника, искусство было профессией для нескольких поколений его семьи, архитектура и живопись - "фамильным делом". Удивительно ли, что творчество Евгения Лансере как многогранный бриллиант отразило грандиозный ХХ-й век России, который представить ли без Кавказа?

Муж сестры художника Зинаиды Борис Анатольевич Серебряков учился в Петербургском институте путей сообщения с дагестанцем Магометом-Мирзой Хизроевым. Сестра Магомета-Мирзы Зульфиджат вышла замуж за младшего сына Хаджи-Мурата. Хизроев не только проконсультировал Лансере, получившего заказ от издательского товарищества Р. Голике и А. Вильборг иллюстрировать толстовскую повесть, но даже пригласил его остановиться в родительском доме. Так, вроде бы волею случая, в жизнь художника по-настоящему вошёл Кавказ (первый раз художник побывал там во время свадебного путешествия в 1904 году).

Гулла, сын Хаджи-Мурата. 1912. Карандаш, бумага тонированная

В 1912-13 гг. Евгений Лансере, опираясь на огромный запас своих натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Чечне и Дагестане, проиллюстрировал «Хаджи Мурата» Льва Толстого. Безупречная историко-этнографическая точность иллюстраций стала для него, однако, не самоцелью, а лишь средством более глубокого раскрытия темы. «Рисунки Лансере сохраняют рядом со всей толстовской колоссальностью и свою значительность, и свою прелесть... складываются в самостоятельную песнь, прекрасно ввязывающуюся в могучую музыку Толстого», - говорили об этой работе современники.

Е.Е. Лансере. Хаджи-Мурат со своими мюридами. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». 1913. Бумага, темпера

Кавказ, поначалу казавшийся временной страницей в жизни художника, занял почти полтора десятилетия, дни мирные и дни военные, «минуты роковые». Сотни археологических и этнографических штудий, бытовые зарисовки, рисунки местных народных типов. И – пейзажи... Кавказ в жарком полдневном мареве, заставляющий вспомнить лермонтовские строчки («В полдневный жар в долине Дагестана...»), Кавказ в предрассветных туманах... Работая на пленэре, художник передавал потоки солнечнего света, движение воздуха. Добиваясь насыщенности, плотности колорита, Лансере все чаще употребляет темперу, позволяющую работать «энергично и непосредственно в смысле цвета». В пейзажах кавказского периода в полной мере раскрылся Лансере-живописец, ставший вровень с Лансере-графиком. «Для меня бесспорно, что реализм, как основной принцип искусства, был и остается той живительной почвой, землей, прикосновение к которой давало и дает искусству, как Антею, новые и новые силы», - говорил художник.

Е.Е. Лансере. Аул Гента. 1925(?). Бумага, темпера

В дагестанском Темир-Хан-Шуре (1918-1919; ныне - Буйнакск) Лансере преподавал рисование в гимназии, позднее в Тбилиси устроился рисовальщиком в этнографический музей, а уже с 1922 вплоть до 1934 года профессорствует в Тбилисской академии художеств, созданию которой поспособствовал. В 20-е Евгения Евгеньевича в качестве художника непрерывно приглашают участвовать в различных научных экспедициях. География его путешествий внушительна: Давид-Гареджи, Мцхета, нагорный Дагестан, Зангезур, Сванетия...

Периоды работы и пребывания художника в Дагестане (135 работ) представлены в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой. Кто бы сказал, что сегодня это близко... Однако ДМИИ им. П.С. Гамзатовой наряду с Литературным музеем Л.Н. Толстого и рядом частных коллекционеров выступил партнёром первой персональной выставки Евгения Лансере в московском Музее Востока «Евгений Лансере в Дагестане». Что, согласимся, куда доступнее.

Е.Е. Лансере. Вид на Ханский дворец, дворец шамхалов в Кафыр-Кухуме. 1918. Бумага, темпера

Этот уникальный показ в Музее Востока составлен из 80 экспонатов: графика и живопись, пейзажи, портреты, экскизы, иллюстрации к «Хаджи-Мурату»1916 года издательского товарищества Р. Голике и А. Вильборг (виртуальная версия книги также представлена в экспозиции), предметы дагестанского ДПИ XIX–XX вв. Выставка, открывшаяся 29 апреля, продлится до 29 мая 2022 года. Кураторами проекта в ГМВ выступили Салихат Гамзатова, Млада Хомутова.

Е.Е. Лансере.Автопортрет. 1917. Бумага, смешанная техника

Настоящий художник всегда актуален.19 ноября 1942-го Евгений Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».

Текст: М.Богуславский, Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока, архив Прииска
На иллюстрации: Е.Е. Лансере. Орада. (Урада). 1925. Бумага, темпера.
поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее