Брат Зинаиды Серебряковой, племянник Александра Бенуа художник Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) в особом представлении не нуждается: академик Императорской Академии художеств и лауреат Сталинской премии... По словам самого художника, искусство было профессией для нескольких поколений его семьи, архитектура и живопись - "фамильным делом". Удивительно ли, что творчество Евгения Лансере как многогранный бриллиант отразило грандиозный ХХ-й век России, который представить ли без Кавказа?
Муж сестры художника Зинаиды Борис Анатольевич Серебряков учился в Петербургском институте путей сообщения с дагестанцем Магометом-Мирзой Хизроевым. Сестра Магомета-Мирзы Зульфиджат вышла замуж за младшего сына Хаджи-Мурата. Хизроев не только проконсультировал Лансере, получившего заказ от издательского товарищества Р. Голике и А. Вильборг иллюстрировать толстовскую повесть, но даже пригласил его остановиться в родительском доме. Так, вроде бы волею случая, в жизнь художника по-настоящему вошёл Кавказ (первый раз художник побывал там во время свадебного путешествия в 1904 году).
В 1912-13 гг. Евгений Лансере, опираясь на огромный запас своих натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Чечне и Дагестане, проиллюстрировал «Хаджи Мурата» Льва Толстого. Безупречная историко-этнографическая точность иллюстраций стала для него, однако, не самоцелью, а лишь средством более глубокого раскрытия темы. «Рисунки Лансере сохраняют рядом со всей толстовской колоссальностью и свою значительность, и свою прелесть... складываются в самостоятельную песнь, прекрасно ввязывающуюся в могучую музыку Толстого», - говорили об этой работе современники.
Кавказ, поначалу казавшийся временной страницей в жизни художника, занял почти полтора десятилетия, дни мирные и дни военные, «минуты роковые». Сотни археологических и этнографических штудий, бытовые зарисовки, рисунки местных народных типов. И – пейзажи... Кавказ в жарком полдневном мареве, заставляющий вспомнить лермонтовские строчки («В полдневный жар в долине Дагестана...»), Кавказ в предрассветных туманах... Работая на пленэре, художник передавал потоки солнечнего света, движение воздуха. Добиваясь насыщенности, плотности колорита, Лансере все чаще употребляет темперу, позволяющую работать «энергично и непосредственно в смысле цвета». В пейзажах кавказского периода в полной мере раскрылся Лансере-живописец, ставший вровень с Лансере-графиком. «Для меня бесспорно, что реализм, как основной принцип искусства, был и остается той живительной почвой, землей, прикосновение к которой давало и дает искусству, как Антею, новые и новые силы», - говорил художник.
В дагестанском Темир-Хан-Шуре (1918-1919; ныне - Буйнакск) Лансере преподавал рисование в гимназии, позднее в Тбилиси устроился рисовальщиком в этнографический музей, а уже с 1922 вплоть до 1934 года профессорствует в Тбилисской академии художеств, созданию которой поспособствовал. В 20-е Евгения Евгеньевича в качестве художника непрерывно приглашают участвовать в различных научных экспедициях. География его путешествий внушительна: Давид-Гареджи, Мцхета, нагорный Дагестан, Зангезур, Сванетия...
Периоды работы и пребывания художника в Дагестане (135 работ) представлены в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой. Кто бы сказал, что сегодня это близко... Однако ДМИИ им. П.С. Гамзатовой наряду с Литературным музеем Л.Н. Толстого и рядом частных коллекционеров выступил партнёром первой персональной выставки Евгения Лансере в московском Музее Востока «Евгений Лансере в Дагестане». Что, согласимся, куда доступнее.
Этот уникальный показ в Музее Востока составлен из 80 экспонатов: графика и живопись, пейзажи, портреты, экскизы, иллюстрации к «Хаджи-Мурату»1916 года издательского товарищества Р. Голике и А. Вильборг (виртуальная версия книги также представлена в экспозиции), предметы дагестанского ДПИ XIX–XX вв. Выставка, открывшаяся 29 апреля, продлится до 29 мая 2022 года. Кураторами проекта в ГМВ выступили Салихат Гамзатова, Млада Хомутова.
Настоящий художник всегда актуален.19 ноября 1942-го Евгений Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».
Текст: М.Богуславский, Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока, архив Прииска
На иллюстрации: Е.Е. Лансере. Орада. (Урада). 1925. Бумага, темпера.