ДИНАСТИЯ. ИГРЫ СО ЦВЕТОМ

Сочные краски – одна из летних примет. 14 июня 2018 года выставка Валерия Волкова (1928) «Пантомима цвета», приуроченная к 90-летию художника, открыла летний сезон московской галереи Artstory. В экспозицию вошли живопись и графика из коллекции семьи художника, собрания Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» и Фонда Марджани, а также частных коллекций.

А. Волков (1886-1957). Гранатовая чайхана (1924, 105х116, х., м., ГТГ).

Валерий Волков -  член художественной династии Волковых, у истоков которой стоял Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы». Художник Валерий Александрович Волков вместе со своим младшим братом Александром Александровичем Волковым и племянником, художником Андреем Волковым, продолжают дело увековечивания памяти Александра Николаевича Волкова (1866-1957). Через искусство отца Валерию Волкову открывались как достижения авангарда, так и классики, а дар особой восприимчивости и собственное видение позволили художнику развить их в своём творчестве. Не без влияния «Гранатовой чайханы» родилась формула Валерия Волкова: «Пластическое равно духовному». 

В. Волков (1928). Цыганка (2011, х., м., 80х60).

Вслед за отцом, который в 1930-е годы возглавлял так называемую «бригаду Волкова», Валерий Александрович, как старший сын, встал во главе «второй бригады Волкова» – уникального явления для 1960-70 гг. В эту вторую ташкентскую «бригаду» входили его младший брат, живописец и скульптор Александр Волков, живописец Евгений Кравченко и скульптор Дамир Рузыбаев. Многие интересы Валерия Волкова становились общими для группы, особенно это касалось увлечения искусством «русского парижанина» Николя де Сталя, главными для которого были цвет и свет.

В. Волков (1928). Туркменки (1980-е гг. , бумага, гуашь, 31х46).

Ритм цветовых и световых пятен, музыка, образы, связанные с природой и культурой Востока, портрет и автопортрет, восточная тишина и созерцательность – основные темы и мотивы произведений Валерия Волкова. Многие работы построены на принципах направления, которое сам художник определяет как «Realisme Non-Figuratif» («нефигуративный реализм»). Интересно, что за каждой картиной стоит определённая история и реальные впечатления.

В. Волков (1928). Дама с собачкой (1968, картон, м., 63х93 Музей новый Иерусалим).

Истоки живописи В. Волкова – в Азии его детства. Художник по-настоящему любит землю, на которой он родился – в Фергане в 1928 году – и даже после переезда в Москву в 1966 году он долгое время продолжает туда возвращаться и не перестаёт работать над среднеазиатскими мотивами. С отцом художник ведёт разговор на протяжении всего своего творческого пути, по его искусству сверяя своё. Главным для него становится не сам предмет, а передача чувств, которые он вызывает. На холст он проецирует окружающий мир с помощью цвета как формообразующего начала. Цвет в полотнах становится практически единственной основой изображения, а цветовые пятна создают движение и особый ритм. Можно сказать, что в методе Волкова предметный мир становится поводом для цветового пятна. 

В. Волков (1928). Большой Каир. Ночные арабески  (1988-89, х., м., 135х180 Музей новый Иерусалим).

Валерий Волков некоторое время учился в Ташкентской художественной студии при Союзе художников у портретиста Михаила Фёдоровича Шемякина (ученика Валентина Серова и Константина Коровина). К портрету Волков обращается на протяжении всего творческого пути. Через автопортреты художник, кажется, раскрывает драму человеческого существования. Формат, композиция, черты русского реалистического портрета, стилистика модернизма и, в частности, экспрессионизма, общее настроение портретов «Серебряного века» присущи некоторым работам Волкова, и прежде всего они проявились в портретах жены художника - Светланы Завадовской (русской француженки, дочери известного востоковеда Юрия Завадовского). Влияние на художника оказали встреча с Марком Шагалом и дружба с Андре Ланским, ещё одним ярким представителем «парижской школы», которого Николя де Сталь называл своим учителем (Волков познакомился с ним во время первой поездки с женой в Париж в 1966 году).

В. Волков (1928). Ташкент (1965, картон, м., 63х93).

Музей «Новый Иерусалим» предоставил для выставки «Пантомима цвета» из своего собрания работ семьи Волковых три основополагающие вещи Валерия Волкова: «Три граната» (2009г.), «Большой Каир» (1988); «Возвращение домой» (1985г.). Произведения В.А. Волкова находятся в ГТГ, ГМИНВ, Музее искусств им. И.В. Савицкого, Музее искусств Ташкента, музеях Архангельска, Запорожья, Новокузнецка, Ферганы, Самарканда, музее «Новый Иерусалим», галерее «Грегори», в частных коллекциях России, Франции, Италии, Англии, Египта, Канады, США, Австралии, в Музее искусств Зиммерли. 

Выставка «Пантомима цвета» в галерее Artstory (Старопименовский пер., 14) продлится до 29 июля 2018 года.

М.Б. (текст).
Галерея Artstory, архив Прииска (иллюстрации).

На иллюстрации: В. Волков (1928). Три граната (2009, х., м., 180х120 Музей новый Иерусалим).

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее