Сочные краски – одна из летних примет. 14 июня 2018 года выставка Валерия Волкова (1928) «Пантомима цвета», приуроченная к 90-летию художника, открыла летний сезон московской галереи Artstory. В экспозицию вошли живопись и графика из коллекции семьи художника, собрания Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» и Фонда Марджани, а также частных коллекций.
А. Волков (1886-1957). Гранатовая чайхана (1924, 105х116, х., м., ГТГ).
Валерий Волков - член художественной династии Волковых, у истоков которой стоял Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы». Художник Валерий Александрович Волков вместе со своим младшим братом Александром Александровичем Волковым и племянником, художником Андреем Волковым, продолжают дело увековечивания памяти Александра Николаевича Волкова (1866-1957). Через искусство отца Валерию Волкову открывались как достижения авангарда, так и классики, а дар особой восприимчивости и собственное видение позволили художнику развить их в своём творчестве. Не без влияния «Гранатовой чайханы» родилась формула Валерия Волкова: «Пластическое равно духовному».
В. Волков (1928). Цыганка (2011, х., м., 80х60).
Вслед за отцом, который в 1930-е годы возглавлял так называемую «бригаду Волкова», Валерий Александрович, как старший сын, встал во главе «второй бригады Волкова» – уникального явления для 1960-70 гг. В эту вторую ташкентскую «бригаду» входили его младший брат, живописец и скульптор Александр Волков, живописец Евгений Кравченко и скульптор Дамир Рузыбаев. Многие интересы Валерия Волкова становились общими для группы, особенно это касалось увлечения искусством «русского парижанина» Николя де Сталя, главными для которого были цвет и свет.
В. Волков (1928). Туркменки (1980-е гг. , бумага, гуашь, 31х46).
Ритм цветовых и световых пятен, музыка, образы, связанные с природой и культурой Востока, портрет и автопортрет, восточная тишина и созерцательность – основные темы и мотивы произведений Валерия Волкова. Многие работы построены на принципах направления, которое сам художник определяет как «Realisme Non-Figuratif» («нефигуративный реализм»). Интересно, что за каждой картиной стоит определённая история и реальные впечатления.
В. Волков (1928). Дама с собачкой (1968, картон, м., 63х93 Музей новый Иерусалим).
Истоки живописи В. Волкова – в Азии его детства. Художник по-настоящему любит землю, на которой он родился – в Фергане в 1928 году – и даже после переезда в Москву в 1966 году он долгое время продолжает туда возвращаться и не перестаёт работать над среднеазиатскими мотивами. С отцом художник ведёт разговор на протяжении всего своего творческого пути, по его искусству сверяя своё. Главным для него становится не сам предмет, а передача чувств, которые он вызывает. На холст он проецирует окружающий мир с помощью цвета как формообразующего начала. Цвет в полотнах становится практически единственной основой изображения, а цветовые пятна создают движение и особый ритм. Можно сказать, что в методе Волкова предметный мир становится поводом для цветового пятна.
В. Волков (1928). Большой Каир. Ночные арабески (1988-89, х., м., 135х180 Музей новый Иерусалим).
Валерий Волков некоторое время учился в Ташкентской художественной студии при Союзе художников у портретиста Михаила Фёдоровича Шемякина (ученика Валентина Серова и Константина Коровина). К портрету Волков обращается на протяжении всего творческого пути. Через автопортреты художник, кажется, раскрывает драму человеческого существования. Формат, композиция, черты русского реалистического портрета, стилистика модернизма и, в частности, экспрессионизма, общее настроение портретов «Серебряного века» присущи некоторым работам Волкова, и прежде всего они проявились в портретах жены художника - Светланы Завадовской (русской француженки, дочери известного востоковеда Юрия Завадовского). Влияние на художника оказали встреча с Марком Шагалом и дружба с Андре Ланским, ещё одним ярким представителем «парижской школы», которого Николя де Сталь называл своим учителем (Волков познакомился с ним во время первой поездки с женой в Париж в 1966 году).
В. Волков (1928). Ташкент (1965, картон, м., 63х93).
Музей «Новый Иерусалим» предоставил для выставки «Пантомима цвета» из своего собрания работ семьи Волковых три основополагающие вещи Валерия Волкова: «Три граната» (2009г.), «Большой Каир» (1988); «Возвращение домой» (1985г.). Произведения В.А. Волкова находятся в ГТГ, ГМИНВ, Музее искусств им. И.В. Савицкого, Музее искусств Ташкента, музеях Архангельска, Запорожья, Новокузнецка, Ферганы, Самарканда, музее «Новый Иерусалим», галерее «Грегори», в частных коллекциях России, Франции, Италии, Англии, Египта, Канады, США, Австралии, в Музее искусств Зиммерли.
Выставка «Пантомима цвета» в галерее Artstory (Старопименовский пер., 14) продлится до 29 июля 2018 года.
М.Б. (текст).
Галерея Artstory, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: В. Волков (1928). Три граната (2009, х., м., 180х120 Музей новый Иерусалим).