Diversity/United: размахнись рука, раззудись плечо!

Как у любого уважающего себя преступника (а что уж говорить о художнике!) у каждой уважающей себя экспозиционной площадки есть свой почерк. Деяния Государственной Третьяковской галереи выдают масштабы, значимость и претензии. Здесь с 15ноября 2020 по 21 февраля 2021 года работы 90 художников из 35 стран представят многообразие художественной жизни Европы на выставке «Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж». В экспозиции нашлось место как произведениям знаменитых, так и молодых художников.

Выставка Diversity/United, которая пройдет в Москве, Берлине и Париже, продемонстрирует разнообразие европейского культурного ландшафта и привлечет внимание к тому, как важно Европе сегодня оставаться единой. Политическая идентичность и личностное самоопределение, миграция, психологический ландшафт, гендер и равенство, национальность, территория и геополитика, а также социальные конфликты и диалог «Многообразие/Единство...» затрагивает эти вопросы в контексте.

Анри Сала «В подвешенном состоянии (Небесно-голубой)», 2008, © Anri Sala. Предоставлено Hauser & Wirth and Marian Goodman Gallery

Свои работы в Новой Третьяковке покажут в частности Илья и Эмилия Кабаковы, Аннет Мессаже, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум, Олафур Элиассон, арт-группа Slavsand Tatars. Наряду с созданными ранее работами почти треть произведений, входящих в состав выставки, специально для этого проекта выполнили следующие художники: Яэль Бартана  (род. 1970, Израиль), Кристиан Болтански (род. 1944, Франция), Пиа Фрис (род. 1955, Швейцария), Энтони Гормли (род. 1950, Великобритания), Мануэль Граф (род. 1978, Германия), Шейла Хикс (род. 1934, США), Патрисия Карсенхаут (род. 1966, Нидерланды), Петер Коглер (род. 1959, Австрия), Крис Мартин (род. 1972, Бельгия), Катя Новичкова (род. 1984, Эстония), Тал Р (род. 1967, Израиль), Тристан Шульце (род. 1964, Германия), Ян Свенунгссон (род. 1961, Швеция), Пер Висен (род. 1966, Швеция), Эрвин Вурм (род. 1954, Австрия), Янь Пэймин (род. 1960, Китай), группа «Синий суп» (Россия).

Люси и Джордж Орта «Антарктическая деревня – Без границ», 2007 Эфемерная инсталляций антарктической деревни, Северная, Южная, Восточная и Западная деревни на Антарктическом полуострове с марта по апрель 2007 года, размеры варьируются. Фото: Тьерри Бал/ADAGP. Предоставлено Люси и Джорджем Орта

Живущий в Берлине шведский художник Ян Свенунгссон покажет три серии работ, созданные в 1998 и 2010 годах, а также во время пандемии коронавируса. «Психо-картографирование Европы» —это три серии, каждая из которых включает 20 нарисованных от руки карт Европы, где цветом выделены страны, входящие в Евросоюз. «Я приступил к рисункам из третьей серии, которую заранее решил назвать „Психо-картографирование Европы‟, после Брексита, в начале марта 2020 года, - объясняет художник, - а через несколько дней объявили карантин. Я и подумать не мог, что моя работа совпадет с реальным „психо-картографированием Европы‟ и  его  переломными последствиями, которые мы сейчас наблюдаем».

Ансельм Кифер «Зимнее путешествие», 2015 © Anselm Kiefer

Нидерландско-суринамская художница Патрисия Карсенхаут в своей инсталляции Mea Culpa (2020) обращается к истории европейского колониализма. Инсталляция отсылает к христианской традиции покаяния, но помещает её в текущий социально-политический контекст: коленопреклоненные мужчины представлены рядом с призывом к зрителям, которым необходимо предположить, какой именно гонитель (политик, директор компании или любой другой лидер) должен пасть ниц, чтобы заслужить искупление. «Прежде чем говорить о многообразии, нам сначала нужно поговорить о неравенстве», - цитирует художница бразильскую феминистку Джамилу Рибейро.

Британец Энтони Гормли покажет новые произведения из серии Blockworks, над которой он продолжает работать. Это монументальные скульптуры, которые, становясь частью здания, служащего им опорой, превращают пространство тела в блоки искусственной среды. «Они отражают нашу зависимость от нашего второго тела, от нами же созданной среды обитания и призывают нас переосмыслить свое место в системе стихий, - объясняет художник. - Как мы живем - поодиночке или вместе, внутри себя или снаружи; этот проект находится в процессе развития».

Эстонская художница Катя Новичкова, также не мелочась, выразила в скульптуре сложную систему биологического разнообразия, глобализации и экологической политики. Взяв за основу своей работы грибок, из-за которого последние полвека по всему миру в катастрофических масштабах гибнут земноводные, художница размышляет о деградации дикой природы и сокращении биологического разнообразия Европы. Экспонируемая на фоне коронакризиса работа подтверждает, что «инфекционные организмы не считаются с государственными границами и политической пропагандой».

Интерактивная работа Тристана Шульце SKIN использует технологию дополненной реальности - зритель сталкивается с цифровым изображением собственного тела, а художник исследует границы между реальностью и киберпространством. Зеркальная инсталляция Криса Мартина «Корабль дураков» - это физическое и метафорическое отражение политического и социального статус-кво между общностью и разделением, отсылающее к бедственному положению беженцев у европейских границ. Также на выставке представлены масштабная романтическая инсталляция немецкого художника Ансельма Кифера «Winterreise» («Зимний путь»); черно-белые фотографии итальянца Маурицио Кателлана; калейдоскопические  коллажи  Гилберта  и  Джорджа; мультимедийная инсталляция Кристапса Эпнерса «Забыть меня нельзя»; объекты француженки Аннет Мессаже («Sleepingsongs»); кинетическая скульптура «Titlesuspended (Skyblue)» работающего в Париже уроженца Албании Анри Сала; фотографии нидерландской художницы Ринеке Дикстра; железные «граффити» Петрита Халилая из Косово; картины бельгийца Люка Тюймансаи многие другие работы европейцев.

Герхард Рихтер «31 марта 2015 г.», 2015 Фотография, масло, 12,6 × 17,9 см. © Gerhard Richter 2019

«По-прежнему крайне важно понимать: Европа - это проект. И художники играют в этом проекте далеко не последнюю роль, - говорит Вальтер Смерлинг, председатель Фонда искусства и культуры (Бонн). - Основной идейный посыл нашей выставки „Мы лучше, когда мы вместе‟ сегодня актуален как никогда. Я надеюсь, что выставка станет предвестником светлого будущего». В проекте   участвуют художники, из Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции,  Дании,  Ирландии,  Исландии,  Испании,  Италии,  Косово,  Латвии,  Литвы,  Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, России, Румынии, Сербии, Словакии, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии.

Партнёром Третьяковки в осуществлении этого масштабного проекта, чья география охватила практически все буквы русского алфавита, выступил Фонд искусства и культуры из Бонна, некоммерческая организация, которая была основана в 1986 году как частная инициатива для поддержки развития искусства и культуры. За время своего существования фонд реализовал около 300 выставочных и других проектов. Как и детище Павла Третьякова Фонд искусства и культуры предпочитает не мелочиться: цель Фонда, выражаясь словами великого Йозефа Бойса, состоит в том, чтобы «помочь в формировании общества».

Шейла Камерич «Свобода», 2015 Акриловое стекло, светодиоды, металлические шипы, 51 × 293 ×20 см, предоставлено Galerie Tanja Wagner, Берлин

Кураторский комитет Diversity United составили: Кураторский комитет Вальтер Смерлинг (председатель Фонда искусства и культуры, Бонн), председатель Зельфира Трегулова (генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, Москва), председатель Саймон Бейкер (Европейский дом фотографии, Париж), Фаина Балаховская (Государственная Третьяковская галерея, Москва), Кей Хеймер (Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф), Понтус Киандер (писатель и куратор, Хельсинки), Камилла Морино (AWARE, куратор, Париж), Иоханна Нойшеффер и Анна Шванц (OfficeImpart, Берлин), Хильке Вагнер (Альбертинум, Дрезден), Петер Вайбель (Центр искусств и медиатехнологий ZKM, Карлсруэ). Спонсорами московского показа выступили Lars Windhorst Foundation, Daimler AG, New Yorker Marketing und Media International GmbH, Meridian Capital Ltd.

Ожидается, что после Москвы «Многообразие/Единство...» в 2021 году будет показана в Берлине и Париже.

Текст: М.Б., Москва

Иллюстрации: «Многообразие/Единство». Совместная выставка Государственной Третьяковской галереи, Москва, и Фонда искусства, и культуры, Бонн

На иллюстрации: Арт-группа Slavs and Tatars «Мистический протест», 2011. Люминесцентная краска, ткань, лампы дневного света, хлопок, 240 × 620 × 15 см. Инсталляция на выставке в Центре современного искусства в Уяздовском замке в Варшаве в 2016 г. Фото: Бартош Горка

P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Выбрать картину из мастерской легендарного Дмитрия Шагина и рекомендуемых Прииском художников – легко и просто! Если, конечно, у Вас есть желание, умение общаться и торговаться с настоящими мастерами! Предложение прямо из мастерской художника. Прииск плохого не советует – добро пожаловать!

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее