ДОБРОТНО СЕРВИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКВАРИАТ

Некая глубочайшая симпатия к национальному антиквариату обуяла Москву. С 20 февраля по по 15 апреля галерея «Веллум» на паях с антикварной галереей «Русская усадьба» покажут выставку «Русский стиль – l’art de vivre», в едином пространстве сводя артефакты XVI-XVII вв. с живописью XIX- начала XX вв. С 22 по 26 апреля в Гостином дворе состоится очередной, уже сорок шестой Российский антикварный салон. А с 12 марта по 4 апреля московская галерея «Ковчег» и агентство «Модерн Арт Консалтинг» представят ретроспективную выставку творческого наследия Антонины Софроновой (1892-1966).

На выставку Софроновой «Характер искусства» (как и на любое многогранное событие, созданное экипажем умеющей и выбирать, и продавать искусство галереи «Ковчег») можно смотреть по-разному. Можно, к примеру, оценить её и как своеобразную камерную увертюру к предстоящему празднику российских коллекционером, то есть Антикварному салону в Гостином. Действительно, если подзаголовок этого проекта «Антонина Софронова (1892-1966) в московских частных собраниях», почему бы и нет?

ДОБРОТНО СЕРВИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКВАРИАТ 1
Антонина Фёдоровна Софронова (1902-1966). Фотография первой трети ХХ в.

Антонина Софронова родилась в 1892 в селе Дросково Орловской губернии в семье земского врача. После переезда в Москву в 1910 три года училась в художественной школе Федора Рерберга, а затем, с 1913 по 1917 - в студии живописи и рисования Ильи Машкова. В 1914 участвовала в выставке общества «Бубновый валет», в 1917 - в выставках объединения «Мир искусства» в Петрограде (под фамилией Н.Ф. Блюменфельд) и в Москве под собственной фамилией. В 1919-1920 преподавала рисование в школах Орла и Орловской губернии, а затем - живопись и рисунок в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Тогда же создала ряд конструктивистских композиций. В 1921 Софронова перебралась в Москву, где трудилась инструктором по ИЗО в Политуправлении Московского военного округа. К слову, жила сначала в мансарде в Большом Афанасьевском переулке, а позднее в полуподвале на прежней улице Качалова, совсем недалеко от места нынешней выставки. В 1923-1927 сотрудничала с журналами «Красная нива» и «Клуб», делала плакаты и обложки книг в разных издательствах. С разгаром нэпа, в 1924-1925 работала над серией «Типы московских улиц». В 1927 проиллюстрировала роман Леонида Леонова «Барсуки».

ДОБРОТНО СЕРВИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКВАРИАТ 2
А. Софронова. Конструктивная композиция. 1922. Бумага, уголь.

В 1931 Антонина Софронова сблизилась с Татьяной Мавриной, Николаем Кузьминым, Даниилом Дараном, художниками, стремившимися «рисовать в темпе жизни», участвовала в 3-й выставке группы «Тринадцать». Разгромная критика (обвинения в формализме) обусловили в дальнейшем тихое, почти незаметное в публичном пространстве существование художников этого круга. В дальнейшем Софронова работала над темой «Московский зоопарк», оформляла книги для издательства «Academia», зарабатывала как ретушер в издательстве Медгиз. В предвоенные годы создала серию портретов «Бывшие актрисы». После войны вернулась в Москву, вступила в творческий союз, трудилась над иллюстрациями к произведениям Андрея Белого, Николая Гоголя, Александра Грина. Ее единственная при жизни персональная выставка открылась в Доме литераторов в 1962, за четыре года до смерти.

ДОБРОТНО СЕРВИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКВАРИАТ 3
А. Софронова. Артек. 1930-е. Фанера, масло.

«Русский Марке» - называли Софронову, и по сей день не обделенную вниманием частных коллекционеров, современники.

Как тут не вспомнить стихотворение художницы «Маркэ», написанное в 1939 году в Москве:

Скажи, каким простым обманом,
На холст бросая смело планы,
Ты рушишь статики законы?
В музея стены даль вплывает,
Сырая мгла колышет дымы,
Бегут трамвайные вагоны,
Мостами стелятся туманы,
В туманах бродят пятна-люди:
Волна качает тихо лодки,
Неповоротливые баржи,
И небо светом одевает
Пейзаж простой и величавый.
Скажи, каким простым обманом
Умеешь ты, сказав так мало,
Раскрыть заманчивые дали?
ДОБРОТНО СЕРВИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКВАРИАТ 4
А. Софронова. В красном берете. Конец 1930х. Бумага, акварель, тушь, перо .

«Ковчег» не впервые обращается к наследию Антонины Фёдоровны.  Персональная экспозиция художницы была показана осенью 1999. Выставку «Семейный портрет», где демонстрировались не только работы Софроновой, но и ее мужа, члена объединения «Бубновый валет» и деятеля «пензенского авангарда» Генриха (Андрея) Блюменфельда и дочери Ирины Евстафьевой, показывали в 2017-м. Но не стоит забывать и о многочисленных тематических экспозициях и музейных показах (произведения Софроновой хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русском музее, Третьяковке и др.).

Произведения для весенней выставки, приуроченной к выходу из печати двухтомного иллюстрированного издания о творчестве художницы (в издании воспроизведено более 600 живописных и графических произведений, большинство из которых публикуется впервые), предоставили московские коллекционеры, а также агентство «Модерн Арт Консалтинг» и галерея «Ковчег». Кураторами проекта выступили Юрий Петухов (агентство «Модерн Арт Консалтинг») и Сергей Сафонов (галерея «Ковчег»).

ДОБРОТНО СЕРВИРОВАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКВАРИАТ 5
А. Софронова. Игроки в карты. Из серии «Типы московских улиц», 1925. Бумага, тушь, перо .

Выставка будет открыта по адресу Трубниковский переулок, 22, стр. 2 со среды по пятницу с 15:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00. Проезд: м. «Смоленская», «Арбатская», «Баррикадная».

М.Б.: текст.

Галерея «Ковчег», архив Прииска: иллюстрации.

На иллюстрации: А. Софронова. Душистый табак. 1919. Холст, масло .

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее