Дороги по-прежнему ведут в Рим

Давным давно, когда «бедную Лизу» и её старших европейских «кузин» не знал только ленивый, когда фурункулом вспыхнул на политическом небосклоне деятельный без суеты и предрассудков Наполеон, а братья Гримм только-только чинили перья и разливали по бронзовым чернильницам чернила для своих сказок, в Шведском королевстве, в добром городе Або, что называется ныне финским Турку, жил-был молодой амбициозный художник по имени Александер Лауреус. Он родился 4 января 1783 года в семье почтеннейшего доктора богословия и наречён в честь деда по отцовской линии. Не приключись это, то точно не украсила бы в феврале года текущего афиши Художественного музея Синебрюхова в Хельсинки весть, что по 20 августа 2023 года в его стенах развернулась выставка «Александер Лауреус — в Рим», вторая за полвека масштабная экспозиция наследия удивительного скандинавского художника в Финляндии.
Александер, второй ребёнок в большой семье (некоторые источники говорят о его не менее чем 14 братьях и сестрах!)по окончании средней школы в 1800 году продолжил образование в Королевской академии Або, где рисование преподавал Йохан Эрик Хедберг, учившийся в стокгольмской Королевской академии живописи и скульптуры. Здесь Лауреус настолько преуспел, что в 1802 году под руководством барона Олофа Вибелюксена прошёл сбор средств на стипендию молодому Лауреусу для продолжения учёбы в alma mater Хедберга. Рубеж XVIII-XIX столетий считается её первым золотым веком — бинго, короче говоря, Лауреусу невероятно повезло как со временем, так и с учителями. В Королевской академии за рисунки Александер получил денежный приз, поехал домой, написал портреты отца и мачехи и в 1809 году, когда Финляндия принялась превращаться в Великое княжество Финляндское, вернулся в Стокгольм. 
Александер Лауреус. Автопортрет
Так в столице Швеции снова появился постоянный посетитель королевских коллекций произведений искусства, чья гордость - картины голландских мастеров семнадцатого века — его слабость. Вдохновленный Лауреус очарован огнём, будь то свеча, факел, очаг и (куда романтику без неё?) Луна. Но в герои картин и рисунков Лауреус часто выбирает самых разных людей, по своей воле чередуя знатных господ, наипростейших работяг, солдат, однако трактирщикам предпочитая трактирщиц. Его сюжеты разворачиваются на площадях, в гостиницах и винных погребах. Не чураясь юмора художник играет с повседневностью. Как отмечают современные скандинавские искусствоведы,  «он приблизил живопись к культуре развлечений». Что совсем не помешало ему быть академически успешным.
В 1811 году наш Лауреус уже придворный художник. С 1812 преподаватель Королевской академии. Его работы экспонируются на ежегодных выставках Академии, круг заказчиков неуклонно расширяется. Но, главное, художник встречает спутницу жизни Шарлотту Тинелиус и без ханжеских предрассудков буквально до гробовой доски пребывает с ней в гражданском браке. Казалось бы, что ещё для счастья человеку надо? Но на дворе и в сердцах бушует романтизм! В 1817 году — снова бинго! - Александер Лауреус получает трёхлетнюю стипендию на поездку в самый эпицентр романтических вихрей и бурь. Вместе с любимой отправляется в Париж, где по 1820 посещает студию коренного парижанина барона Пьера-Нарцисса Герена (под чьей крышей, кстати, набирались опыта Эжен Делакруа и Теодор Жерико). Оптика Лауреуса жадно направлена на парижские торжества и празднества, на пирушки в честь короля и на уличных торговцев-селян в традиционных одеждах. Увы, парижская мастерская Лауреуса не подходила для масляной живописи, поэтому он исполнял преимущественно (но в количестве!) рисунки.
Монах в руинах, превращённых в винный погреб
Проведя в славном Париже два с половиной года Лауреус и Тинелиус весной 1820 года отправились в Рим. Встречи с размашистым светом Средиземноморья, Апеннинским солнцем и итальянской культурой произвели грандиозное впечатление на художника, возросшего на берегах суровой(и куда более скромной почти во всём)Балтики. Образно говоря, в Риме произошёл творческий взрыв, который современные скандинавские искусствоведы практически хором почитают вершиной творчества Лауреуса. Здесь были созданы его ключевые работы. Античные руины, монахи, виноградари, повседневные мелочи римского быта, грациозные разбойники, сказочные окраины Вечного города - заполняют пространства холстов Лауреуса. Овладение светом почти на уровне живописного чуда покажет «Молящийся монах» 1822-го и «Монах в руинах, превращённых в винный погреб» 1823-го. Кисть художника едва поспевала за воображением и движениями души, Лауреус приступает было к более крупным картинам, но... Без «но» говорить о подлинном художнике никогда не получается... В 1823-ем Лауреус подхватил лихорадку и скончался, будучи всего 40 лет от роду. Последняя работа «Вид улицы в Риме» осталась незавершённой. Похоронили художника там же, на некатолическом кладбище Рима.
Александер Лауреус. Вид улицы в Риме
Сегодня без произведений Лауреуса невозможно представить практически ни одно более или менее серьезное собрание искусства в Скандинавии. Музеи и коллекционеры(к примеру, наследный принц Оскар и граф Густав Тролле-Бонде)гордятся его произведениями. Картины и рисунки Лауреуса регулярно появляются как на локальных торгах (аукционный дом Bukowskis, Auktionskammare Uppsala), так и вспыхивают на международных площадках(в 2007 году на аукционе Sotheby's в Лондоне холст 1815 г. «Юная леди за своим туалетом»  был выставлен с эстимейтом £2,5 тыс. - £3,5тыс.). Наверное, вполне разумно считать нынешний проект художественного музея Синебрюхова как следствием новых исследований творческого наследия художника, так и стабильного спроса арт-рынка на его произведения (в 1937 году искусство Александра Лауреуса экспонировалось в Милане и Риме, в 1983 году на монографической выставке тут же, в Художественном музее Синебрюхова).
Посетитель нынешней выставки «Александр Лауреус – В Рим» в музее Синебрюхова, по воле куратора проекта госпожи Лотты Нюланд как бы следует за художником из Або (Турку) в Стокгольм и через весёлый Париж в Рим, куда, как известно, всегда вели и ведут все дороги. Тщательно продуманную экспозицию (или всё-таки маршрут?) составили 70 картин и рисунков(иные прежде никогда широко не показывались) из собраний Академического общества Лунда, Готенбургского музея искусств, Королевской коллекции Швеции, Национального музея Стокгольма, Стокгольмского городского музея, Городского музея Хельсинки, Хельсинского университета, Художественного музея Турку и, разумеется, частных фондов и частных коллекций Скандинавии.

Текст: Вл. Ган, Helsinki

Иллюстрации: Архив Прииска, Sinebrychoff Art Museum

На иллюстрации: Александр Лауреус. Бандиты, входящие в жилище пастуха 1823. 86×73. Национальный музей Стокгольма

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее