Нельзя сказать, что ныне наследие Лидии Фёдоровны Архиповой (1914–1997) обойдено на Москве вниманием. Новогодние праздники 2018-2019 гг. были отмечены выставкой Frida Project Foundation «Симфония красного на красном», на торги почтенного российского антикварного дома выставляется холст художницы с полумиллионным (в рублях) эстимейтом, довольно смело для кануна 100-летия Ильича посвященный любовному треугольнику Ленина-Крупской-Арманд. А 27 января 2021 года в Государственном музее Востока откроется выставка живописи «Лидия. Африканские сны» из частного собрания Олега Колосова, куратором которой выступила Дарья Ванюкова.
Господин Колосов широко известен в узких кругах российских коллекционеров. Он неоднократно представляет на различных площадках искусство из своего собрания, умело находя общий язык с частными и государственными институциями. В августе позапрошлого года в московском медицинском центре Колосов выставлял произведения заслуженного художника СССР Александра Седова (1928-2012), в ноябре впервые в России показал 120 живописных и графических произведений Николая Карахана (1900-1970) из своего собрания в Государственном музее Востока. «Я старался собирать не отдельные картины, - прокомментировал событие коллекционер, - а наследие целиком». Теперь в залах ГМВ Олег Колосов при поддержке международной некоммерческой ассоциации ROSSESWA и в сотрудничестве с Ассоциацией экономического сотрудничества со странами Африки покажет Лидию Архипову из своей обширной коллекции.
В разговоре о Лидии Архиповой нельзя обойти историю её семьи: отец художницы - известный до революции в богемных кругах афроамериканец Фёдор Томас (1872-1928), а мать, Лидия Васильевна Архипова, происходила из состоятельной купеческой семьи… Судьба батюшки художницы, Фёдора Томаса достойна авантюрного романа. Фредерик Брюс Томас родился в на берегах Миссисипи в семье бывших рабов, ставших успешными землевладельцами. В 1890 году его отец, дед Лидии Архиповой, был убит другим чернокожим, а Фредерик Томас, поработав официантом в Чикаго и Нью-Йорке, переехал в Европу.
В 1900 году Фредерик из Парижа перебирается в Москву, где сделал успешную карьеру: от официанта до метрдотеля элитных заведений. Дамы от него, вспоминает современник, были без ума! Удивительно ли, что в России наш герой успел трижды побывать в официальном браке. И в общей сложности произвёл на свет Божий пятерых детей. Первая супруга Хедвига родила ему троих и скончалась от заражения крови при рождении младшей девочки. Второй женой стала дама прибалтийского происхождения Валли, бывшая гувернанткой в его доме. Но скоро процветающий предприниматель влюбился в одну из исполнительниц в своих заведениях - немку Эльвиру Юнгман, и она ответила ему взаимностью. Потом они поженятся, и Эльвира будет с ним до конца его дней.
Но вернёмся в первопрестольную начала века минувшего. Здесь Фредерик на паях с владельцем легендарного «Яра» Алексеем Судаковым (фирма «Томас и компания») открывает сад «Аквариум». Подаёт прошение на высочайшее имя и получает российское гражданство. В 1912 году Фредерик Томас уже купец первой гильдии, именуемый Фёдором Фёдоровичем. На Большой Дмитровке открывает клуб «Максим». Знатоки уверяют, что именно Фёдор Фёдорович познакомил москвичей с экзотическим танцем «танго» и американским джазом… Однако буря русской революции забросила Федора Томаса в Константинополь, где в конце концов он и скончался в нищете в турецкой долговой тюрьме.
Дочь Фёдора Фёдоровича Лидия была одаренным ребенком: рисовала, играла на фортепьяно, сочиняла музыку. Училась в художественном училище, затем в МГУ, а в 1941 году уехала с матерью в эвакуацию в Среднюю Азию. В 1943 году Лидия Архипова стала студенткой Художественного института им. Сурикова, эвакуированного в то время в Самарканд. По окончанию Суриковского института в 1950 году Лидия Архипова начала принимать активное участие во всех выставках молодых художников под псевдонимом «Архи. ЛФ».
Большое влияние на творчество Архиповой оказала близкая дружба с Робертом Рафаиловичем Фальком (1886-1958), а также любовь к импрессионистам, в особенности к Матиссу. Особое внимание она уделяла изучению древнерусской живописи и архитектуры. В 1953 г. Лидия Архипова вступает в Союз Художников СССР. С этих пор она много ездит по стране, пишет многочисленные работы не только по заказам Комбината, но и для себя, в поисках осознания собственной самобытности. Неоднократно бывала в Индии и на Цейлоне, путешествовала по Южной и Западной Европе. В этот период ее живопись пронизана яркой праздничностью и свободным полетом: в палитре в контрасте с холодными бело-голубыми тонами преобладают яркие, горячие, солнечные краски в гамме красно-желто-оранжевых мазков. В начале 1960-х в творчестве Архиповой заиграли ноты нонконформизма. Как отмечают искусствоведы, в этом художественном направлении Архипова нашла «свой модернистский характер пластической выразительности, опирающийся на идеалистические философские теории и эстетические веяния ХХ-го века». Работы Лидии Архиповой представлены во многих музеях на просторах бывшего СССР, а также в частных коллекциях России, Италии, Франции, Германии, Испании, США, Индии и Цейлона.
Выставка живописи Лидии Федоровны Архиповой «Лидия. Африканские сны» из частного собрания Олега Колосова в Государственном музее Востока продлится до 10 февраля 2021 года. Ретроспектива представит около 30 живописных работ художницы. Проект направлен на расширение культурных связей между Россией и странами Африки. Которые, согласитесь, в последнее время приобрели актуальнейшее звучание, прямо жаркое эхо Чёрного континента над Белокаменной реет.
Текст: К.-С., Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока, Архив Прииска
На иллюстрации: Л.Ф. Архипова. Ленин, Крупская и Арманд в Горках. 1969, х., м., 167х110. На оборотной стороне надпись «Архипова. «Горки» Х.М., 167х110/1969». (Объявленный эстимейт ₽555 тыс. – ₽611 тыс.)