Развеять зрительские предубеждения призвана выставка Кадриоргского художественного музея и музея частных коллекций Миккеля Эстонского художественного музея КУМУ «Настоящее искусство или обманка?». Под кураторством специалиста по истории формирования частных коллекций Греты Коппель на примере конкретных произведений XVI-XVIII вв. выставка поясняет содержание и амбивалентность понятий оригинал, копия и подделка, особенно тех граней этих явлений, которые относятся к искусству XVI–XVIII веков.
По словам музейных работников, толчком к проекту послужила не прошлогодняя шумиха вокруг фаюмского портрета и не слухи о сомнительности бытующей атрибуции иных музейных экспонатов, а выказываемое рядовыми посетителями недоумение в связи с подписями к музейным экспонатам «мастерская того-то» и «повторение с…». Зрителю представлена своеобразная популярная наглядная энциклопедия, разъясняющая, что значат слова «оригинал», «копия», «подделка» и что за ними стоит, если речь идет об искусстве XVI-XVIII веков. Выставка, говорит директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре, показывает примеры повторений и подделок под старинные стили, создававшиеся по разным причинам и с разными целями на протяжении XIX века.
Историю актуального в Эстонии типа подделок иллюстрирует пейзаж с дюнами, кисти голландского художника XVIII в. Йоханнеса Янссона, где подпись автора позже была заменена на подпись модного пейзажиста XVII века Яна Вейнантса, чьи работы пользовались спросом как во второй половине XVIII в. так и в XIX в. Демонстрируются итальянские образцы XIX в. подражания майоликам Ренессанса, живописные и графические работы различных мастерских. Экспозиция «Настоящее искусство или обманка?» примечательна и тем, что в её подготовке участвовали иностранные специалисты: по графике и рисунку консультации были даны Хьюго Чапмэном из Британского музея, по голландскому искусству выставку консультировали работники Голландского архива истории искусств и Национального музея Антверпена, фарфор (особенно Севрский) помогали атрибутировать специалисты лондонской Коллекции Уоллеса.
Выставка «Настоящее искусство или обманка?» открылась 28 апреля и продлится до 4 октября 2015 г.
О. С.
На иллюстрации: Ханс Бальдунг (ок. 1484–1545). Святой Мартин из Тура. Ок. 1520 г. Гравюра на дереве. 23,9х16,3 Иллюстрация пКадриоргскиЙ художественныЙ музееЙ Эстонского художественного музея КУМУ.