ГИМН ТРУДУ. ПРОСТОМУ И ДЕРЕВЕНСКОМУ

Бывает, что художник экспонируется редко. А бывает, нет. Бывает так, что не найти местную галерею, в которой бы наш герой (героиня, герои) не выставлялись.  Выпускники Эстонской худакадемии Саарепуу (1973 г.) и Плинк (1977 г.) принадлежат к последним. Совместно они занимаются проблематикой «маленького человека маленькой страны» с 2004 г., дебютировав на Берлинском Open Space.

 В таллинской Kunstihoone Galerii с 14 мая по 7 июня Силья Саарепуу и Виллу Плинк представляют продукт совместного творчества под названием Maal. Что не стоит однозначно переводить как «живопись», поскольку смысловая сфера эстонского языка подразумевает у этого слова и значение «деревня». Впрочем, для англоговорящего зрителя гг. художники пояснили этот нюанс через слэшку: Painting/Country. 

Но на этом зрительские вопросы к Саарепуу и Плинку не исчерпываются, художники почему-то с пейзанским наивом  развернули целые поляны для возможных толкований, обратив подписи к инсталляциям в комплект ребусов (у работы с нашей иллюстрации имя «А.Е!», к примеру). Может личный психоаналитик экспонентов ничего нового на Maal  для себя не откроет, но мы не психоаналитики Саарепуу или Плинка!.. Многие тонкости их душевных процессов, мотивы, факты биографии, в просторечии называемые основой творчества, для нас остаются за кадром, не будучи проартикулированы экспонатами.

Выставка действительно вызывает вопросы. Неизбежные недоумения хочется  прояснить. Три видео, объекты-инсталляции и фото не без толики сельского юмора посвящены простому деревенскому труду и его плодам, структурированным и символизированным в художественном пространстве экспозиции, видимо, как поленницы наколотых дров. Эдакая своеобразная изнанка живописи. Задники девственных холстов отражаются на полусферах со своими композициями из деревянных куколок-марионеток и моделей деревенских поленниц.

На одной плазме громко тарахтит пахарь-трактор, на другой мужик не тише колет дрова. На слух суммарно получается некий «тыр-тук». Кстати, весьма занудный «тыр-тук». Еще трактор из проектора выводит на стене то ли крючок на поле, то ли спираль. И снова «тыр-тук»! А встречают гостей прямо с порога этого сельского парадиза, развернувшегося в центре столицы, портреты наших художников со спины. С полусферами зеркальными. Пониже спины. Где зритель легко разглядит себя самого. Ирония по поводу сельского гостеприимства как неожиданный ключ (опустим ёрнические аллюзии по поводу «замочков») к образу «маленького человека»?.. Или составная часть этого своеобразного гимна труду, пропетого в мае Сарепуу и Плинком, натурально очередного шага на «крупномасштабной шкале серии работ о маленьком человеке»? Чем бы люди не занимались, считают художники, они не кажутся странными, пока глядим на них издалека; пока не доказано, что работа сделала из обезьяны человека или наоборот.

М.Б-мл.

На снимке: Саарепу&Плинк, «АЕ!» (2014 г. фото-принт, металлик)

ЗЫ! Не надо волноваться за смотрительницу галереи, где звучит «тыр-тук» как хвалебная ода сельскохозяйственному труду меленьких человеков: старушку снабдили наушниками. Охрана труда, однако!

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее